Николай Наседкин



СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ

Содержание


Обложка

Том 12

ПИСЬМА


131. Н. Н. НАСЕДКИНОЙ

5 марта 2000 г.  Тамбов

Надя, здравствуй!

Ну, наконец-то, дождался я от тебя весточки! Ты попрекаешь меня за молчание, но ни ты, ни Лена на мои последние письма к вам не ответили. Лена вообще даже не сообщила, получила или нет от меня две моих книги, которые я выслал ей ещё в 1998-м году к дню рождения.

Впрочем, не будем взаимно попрекаться и укоряться: главное, что вы живы, и главное, что я жив, а остальное приложится.

К сожалению, ты до крайности коротко и отрывочно сообщила о своей жизни и о родных, очень и очень надеюсь, что в следующем письме ты найдёшь в себе силы исписать строчками хотя бы две страницы и сообщить побольше подробностей, случившихся событий в вашей сибирской жизни за последние два года. Очень жаль, что у Лены супружеская жизнь не сложилась — они с Сергеем производили впечатление счастливой пары. Ты так и не сообщила, где сейчас Лена живёт, чем занимается, собирается ли ещё раз выходить замуж. Мне, к слову, никак не верится, что в этом году ей сравняется уже 30!

Мне же, как ты помнишь, стукнет в апреле — 47. Уже недалеко и до полтинника! Но я всё ещё не хочу поддаваться времени и признавать себя прожившим жизнь и ветераном, — поэтому вздумал опять учиться. Вернее, заделался соискателем при кафедре истории русской литературы при местном университете — то есть как бы свободным аспирантом. На занятия не хожу, но должен за три года написать и защитить диссертацию. Уже полтора года прошло и 2/3 диссертации моей по Достоевскому готово. Надеюсь уже в этом году закончить, издать в виде книги, защититься, то есть — стать кандидатом филологических наук и, может быть, для приработка буду немного преподавать в университете.

Литературные мои дела идут ни шатко ни валко: последний мой роман* лежит в московском издательстве уже три с лишним года, сейчас, вроде бы, заинтересовалось моим романом ещё одно издательство, но, к сожалению, кризис в книгоиздании всё тянется и это усложняет процесс.

В семейной моей жизни изменений нет. Живём потихоньку с Татьяной, ругаемся и миримся. Кроме кота, в прошлом году появился ещё один «член» нашего семейства — компьютер. Удалось мне таки приобрести его со всеми причиндалами (модем, принтер, сканер) на гонорарий за последнюю книгу. А больше ни на что и не хватило: как раз грянуло 17 августа 1998-го, проклятый дефолт, и мой гонорарий полегчал в три раза.

Вообще жить становится всё хреноватее — прости за словцо! Денег ни на что не хватает, в отпуск поехать куда-нибудь, уж не говоря о Сибири, — не на что. А не был я в Белом Яре уже ровнёхонько будет летом — 10 лет. Так что если, дай Бог, с книгой у меня к лету что-нибудь получится — буду пытаться найти средств на поездку.

Пока на этом заканчиваю. Если получу от тебя письмо на двух страницах, обещаю ответить на четырёх. К слову, и из редакции мне писать перестали: я выслал Аткнину и Любе Новосёловой* по книге в подарок — даже не ответили. И ещё вот что странно: Филянов* перед поездкой в Белый Яр написал мне последнее письмо (в 1998-м) и с тех пор — как в воду канул.

Так что, Надежда, сестра моя разъединственная, не замолкай опять на годы. Пиши сразу, как получишь это моё письмецо.

Я вас всех поздравляю с наступающим 8-м Марта и вообще с весной! Давайте жить, радоваться жизни и помнить друг о друге!

Николай.

P. S. Надя, на конверте ты что-то намудрила с почтовыми индексами: на всякий случай я обозначу прежний, какой помню — 662760. И у нас, кстати, индекс теперь немного другой — 392036. Подписывай конверт аккуратнее, чтобы письма не терялись.

__________
Старшая и единственная сестра (родилась в 1951 г.) Надежда Николаевна Наседкина (в замужестве Волчкова) с детьми Еленой, Натальей, Алексеем и внуками проживает в селе Белый Яр под Абаканом, где прошли детство и юность автора. В автобиографической повести «Муттер» она выведена под именем Люба.
…мой роман… — «Алкаш».
…из редакции мне писать перестали… — Имеется в виду районная газета «Сельская правда», где автор работал до поступления в МГУ.
Аткнин Виктор Макарович, Новосёлова Любовь Дмитриевна — сотрудники «Сельской правды».
Филянов Николай Григорьевич — бывший одноклассник, проживающий в Омске.


132. В. И. ГУСЕВУ

7 апреля 2000 г.  Тамбов

Владимир Иванович, здравствуйте!

Простите, ради Бога, если зря отниму у Вас несколько минут!

Я предполагаю, что «Московский вестник» до сих пор печатает-публикует только столичных авторов, но от безвыходности положения всё же решился предложить Вам свою небольшую повесть «Завтра обязательно наступит» — весьма серьёзную по содержанию и, вместе с тем, остросюжетную по форме и читабельную. Дело в том, что её (как Вы поймёте с первых же абзацев) сможет напечатать только патриотическое издание. В «Нашем современнике» вещь эта получила положительную оценку А. Сегеня, Г. М. Гусева, но чем-то не глянулась С. Ю. Куняеву и на последнем этапе была завёрнута. А из «Москвы» и «Молодой гвардии» даже ответов нет…

Когда-то я жил несколько месяцев надеждой на обещанную редакцией «Московского вестника» публикацию моего рассказа «Супервратарь». Может быть, по старой памяти, Вы не отвергнете «с порога» мою рукопись только на том формальном основании, что я теперь совершенно не москвич?

Очень надеюсь!

Всего самого наилучшего

Николай НАСЕДКИН.


133. Н. Н. НАСЕДКИНОЙ

24 апреля 2000 г.  Тамбов

Здравствуй, Надя!

Получил от тебя быстро довольно обширное письмо, от такой оперативности даже растерялся и сам несколько дней никак не мог засесть за ответ.

Тем более, что известие о Николае Филянове* меня сразило. Какой кошмар и ужас! Он мне не так давно высылал фото, где гляделся таким здоровяком. Надя, обязательно расспроси ту же Рубцову и напиши поподробнее — что же с ним конкретно случилось? И я не понимаю его жены: ведь осталась его книжка записная с адресами — трудно, что ли, было сообщить одной строкой всем, с кем он переписывался, о его смерти. Хорошо, я о гибели Балашова* вовремя узнал — вовремя поплакал, свечку поставил на помин (к слову, он, Сашка, очень часто почему-то мне снится). Я своей Татьяне приказал: если что со мной (не дай Бог!!!) смертельное приключится — прямо по записной книжке с адресами сообщить всем родным и знакомым. Может, кто и помолится оперативно за упокой, глядишь, душе и легче будет первое время там…

Впрочем, живым — жить! Не стоит прежде времени думать-размышлять о смерти. Высылаю своё фотоизображение, чтобы вы там убедились — хотя я и  изменился за 10 лет, но всё ещё жив, скуласт, узкоглаз и почти без седины. Снялся 13 апреля в день своего 47-летия. Вглядитесь внимательно, а то если приеду когда — вы меня не узнаете и на порог не пустите.

Извини и прости меня, сестра, что не поздравил, как обычно, с днём рождения. Во-первых, не получая ответов на свои письма, я тоже начал думать всякое и опасаться, что письма мои просто-напросто уже некому получать. Сама ведь знаешь, какие мрачные мысли лезут в голову, когда ни отклика, ни весточки на письма. На Усть-Каменогорске я, к слову, уже крест поставил. И тоже думаю: какая бы Рита ни была хабалка, и каким бы лоботрясом ни был её сынок, но ведь надо бы родственникам сообщить, если наш Вадим Николаевич* уже отправился в дальний путь…

Во-вторых же (это я всё о своей «забывчивости» насчёт поздравлений), жизнь в последнее время у меня закрутилась и переполнилась делами-заботами — и вздохнуть некогда.

Пошли вроде бы (тьфу! тьфу!) дела с книгой новой (книгами новыми): я получил в Москве аванс от одного крупного издательства*, на радостях купил новый компьютер (старый у меня был слабоват и староват), тщательно его осваиваю, изучаю новые программы, обживаю Интернет и т. д.

Форсирую книгу о Достоевском*, которую собираюсь и издать, и защитить как диссертацию — мутыжу уже три года, и надо срочно заканчивать.

Продолжаю работать редактором в издательстве университета и порчу глаза над чужими диссертациями и рукописями учебников.

Началась весенне-полевая компания и наши 4,5 сотки на фазенде требуют своего внимания и уйму времени…

Перечислил только основные и значимые по затратам времени дела-заботы, а ведь их ещё воз и маленькая тележка каждый день набегает. Хотя бы всякие лечебные процедуры-тренинги: я в 47 лет спохватился, что слишком много и долго издевался над своим здоровьем, и вот теперь решил его подтянуть — купил «Витафон» (отличная вещь от полутора десятков хворей!), мотаюсь по врачам, каждое утро принимаю специальный оздоровительный душ, пытаюсь даже делать регулярно зарядку… Увы, чтобы ходить в тренажёрный зал, или заняться теннисом-плаванием — ни времени, ни силы воли, ни терпения не хватает.

Вот вкратце отчёт о моих повседневных делах-заботах-обстоятельствах. Впрочем, ещё забыл: уже почти полтора года сужусь с ближайшей соседкой. У нас коридор на 6 квартир, и она, свинья такая, отхватила перегородкой почти половину этого общего коридора. Суд присудил ещё 12 марта прошлого года перегородку снести, но эта баба, во-первых, из новых русских и деньги на взятки у неё есть, а во-вторых, она была ближайшей родственницей местного тамбовского «крёстного отца», который держал власть в городе (её дочка вышла замуж за его сынка), так что ни мои хождения по прокуратурам и управлениям юстиции, ни публикации в городской газете (уже три!), кроме порчи ей нервов результатов не давали. Больше того, мне по телефону начались звонки-угрозы лишить меня жизни, если не оступлюсь. Но — есть Бог, есть! Аккурат 13 апреля, в мой день рождения (как раз, когда я фотографировался в ателье) этого мафиозного пахана, её родственничка и защитника-крышу, ухлопали из автомата прямо средь бела дня, посреди улицы, на глазах многочисленных свидетелей. Так что теперь я с новой силой начну борьбу антиперегородочную и —  так победим!

Насчёт моего «неприезда» ты, Надя, зря так категорична. Если мои дела с новыми книгами и дальше (тьфу! тьфу!) пойдут-продвинутся, то, не исключено, у меня появится ближе к осени финансовая возможность приехать. Впрочем, загадывать не будем…

Очень огорчён известиями о неурядицах в судьбе Лены. И особенно — об её интересе к алкоголю. Женщине спиться — раз плюнуть, и если она резко не прекратит, ей жить осталось совсем недолго. Пугай её, объясняй-тверди эту простую истину!

Зато очень рад за твоего Алексея. Признаюсь, у меня воспоминания о нём остались хулиганистые (помнишь, как он смотрел-смотрел на мой забинтованный палец, да вдруг кэ-э-эк схватится за него и стиснет — я чуть сознание от боли не потерял!), и он делает самое мудрое, что может человек в его возрасте (и вообще в любом возрасте) — использует отпущенное ему время на полную катушку. Кстати, вот Лене бы с него и взять пример: пока у неё будет уйма свободного скучного времени, она и будет от скуки-тоски курить да выпивать… А молодчаге Алексею — мой пламенный тамбовский привет!

Искренне рад (хотя, может, тебе это и неприятно), что Толян Волчков* жив ещё и ходит на своих двоих: при его образе жизни этого трудно было ожидать.

Аткнину* при встрече, пожалуйста, передай: если он мне не напишет две благодарственные строчки за письмо и книги — я обижусь на него всерьёз и при встрече даже не поздороваюсь!

Надя, спасибо за поздравление с днём рождения!

Вам тоже желаю побольше спокойствия в жизни, побольше денег, побольше здоровья, побольше друзей и, наоборот, поменьше всяких плохих неприятностей!

До свидания!

Николай НАСЕДКИН.

P. S. Надя, опять ты не разъяснила насчёт белоярского индекса — изменился он, что ли?

__________
Балашов Александр Емельянович, как и Филянов Николай Григорьевич, — бывший одноклассник по Белоярской средней школе.
Вадим Николаевич — В. Н. Наседкин, дядя, проживал последние годы в Усть-Каменогорске (Казахстан) с дочерью Маргаритой.
…получил в Москве аванс от одного крупного издательства… — «АСТ-Астрель», в котором готовился к выходу роман «Алкаш».
Форсирую книгу о Достоевском… — «Самоубийство Достоевского».
Волчков Анатолий — бывший муж Н. Н. Наседкиной, с которым она развелась.
Аткнин Виктор Макарович — бывший коллега по районной газете «Сельская правда».


134. Н. Н. НАСЕДКИНОЙ

15 мая 2000 г.  Тамбов

Надя, здравствуй!

Опять не дождался ответа на своё письмо от 24 апреля. На всякий случай ещё раз тебе его высылаю, благо, что компьютер позволяет это делать.

Вкладываю в письмо и конверт с подписанным моим адресом. Однажды такой фокус сработал, а уж ручку и бумагу –– найди! Отвечай тут же, не отходя от стола: хотя бы коротко, по пунктам –– как ты живёшь, что с Леной, с Натальей, какие вообще новости в Белом Яре, видишь ли кого из редакции и т. д. Аткнину Виктору Макаровичу при встрече передай, что он нехороший человек и редиска, ибо не прислал даже спасибо за книгу, что я ему подарил.

Скоро, дай Бог, у меня выйдет новая книга, роман «Алкаш». Постараюсь тут же прислать, хотя и будет у меня ограниченное количество экземпляров. Ещё и поэтому постарайся ответить побыстрее, а то я боюсь. Может быть, у тебя адрес изменился и бандероль тоже не дойдёт.

Ещё из крупных новостей –– заканчиваю и ещё одну громадную книгу, но не роман, а исследование творчества Достоевского и его биографию. Сначала постараюсь выпустить это в виде книги, а потом и защитить как диссертацию на степень кандидата филологических наук.

А самая, может быть, интересная для тебя новость, что мы с Татьяной Михайловной под старость лет решили почудить и поподражать молодым –– взять, да и развестись после стольких лет супружеской жизни. Хотели даже сразу разъехаться, но не получилось разменяться, так что живём пока по-прежнему под одним потолком. Буря утихла несколько (она меня приревновала шибко!), живём семейно, питаемся вместе и, если так пойдёт и дальше, то, глядишь, и пойдём венчаться в церковь. Но, опять же, ещё раз прошу отвечать на моё письмо быстрее и писать регулярно, а то я в любой момент могу переехать жить по другому адресу.

Ну вот, пока остановлюсь на этом. Буду ждать ответа, как тот самый пресловутый соловей лета.

Пиши подробнее.

Николай Наседкин.


135. М. В. МЕЛЬНИКОВУ

11 января 2001 г.  Тамбов

Миша, глазам не верю!!! Ты ли???

Надеюсь получить от тебя письмо поподробнее, а пока высылаю файл с набором «Самоубийства Достоевского».* Сразу сообщаю, что я сам уже полностью сделал макет, оформил обложку, фронтиспис и т. д. Так что если текст глянется, и мы договоримся до чего-нибудь — я вышлю окончательный вариант, готовую, по существу, книгу, которую останется только растиражировать.

Сообщи всё же поподробнее: что у тебя, как, что за издательство, вообще как дела? О себе сообщу пока самое главное: только что в крупнейшем издательстве «АСТ» вышел мой роман «Алкаш», где речь, в частности, идёт и о моей журфаковско-дасовской юности: там, разумеется, есть и герой похожий на тебя.* Я знаю, что книги «АСТ» продаются в Ставрополе — посмотри.

Жду подробного письма.

Николай Наседкин.

_________
…высылаю файл с набором «Самоубийства Достоевского». — Бывший сокурсник в это время возглавлял газетно-издательский концерн «Ставропольская правда» и намеревался издать «Самоубийство Достоевского» и позже роман «Меня любит Джулия Робертс», однако эти проекты не осуществились.
…роман «Алкаш»… там, разумеется, есть и герой похожий на тебя. — Студент Саша из Краснодара.


136. М. В. МЕЛЬНИКОВУ

14 января 2001 г.  Тамбов

Миша, здравствуй!

Не раз за эти годы думал: Господи, хоть один из моих товарищей юности стал «новым русским»?! И вот, пожалуйста, — ты! Молодец, я таким людям хотел бы завидовать, да не умею.

Я же как был пролетарием-интеллигентом гнилым, так им и остался. В файле-визитке для журналов и издательств кратко прописаны мои достижения. В прозе добавлю: с 1 января 1989 г. я ушёл на вольные хлеба, то есть в безработные; в 1989-1991 гг. учился на Высших литературных курсах (тогда же, к слову, видел последний раз Моргуна), после окончания работаю в издательстве местного университета редактором, получаю (стыдно и смешно сказать!) 800 руб. (30 баксов) грязными. Писательская карьера выглядит поприличнее (относительно): в 1993 году в «Голосе» вышел сборник прозы «Осада», в 1997 — его второе издание и в этом же году новая книга «Криминал-шоу», и вот только что в «АСТ» — роман «Алкаш». Я единственный из тамбовских писателей издаюсь в Москве и получаю гонорары, правда, пока не ахти какие.

Миша, я тебе послал файл самораспаковывающийся, так что не надо его раскрывать, надо просто кликнуть два раза мышкой и он сам по указанному тобой пути сольётся-раскроется в любую папку. Но раз твоему компу не нравится RAR, я сделал опять же самораспаковывающуюся обёртку в ZIP’е, хотя объём получился больше. Надеюсь, что трудностей с раскрытием на этот раз не будет.

И сразу ещё вот о чём: у меня есть чудесная коммерческая книга «Советы колдуна», которую я написал-создал под псевдонимом Иван Белояр. Она должна была выйти в «Голосе» ещё в 1998 году, но «Голос» находится в затяжном кризисе. Если ты заинтересуешься — тоже вышлю файл в следующий раз.

Миша, сообщи мне свой почтовый адрес: я вышлю тебе бандеролью первые свои книги «Осада» и «Криминал-шоу», а последнюю («Алкаш») тебе проще и быстрее найти-купить в Ставрополе или Москве самому, можно заказать её и почтовой открыткой по адресу:107140, Москва, а/я 140, АСТ — «Книга по почте» (Наседкин Н. Н. Алкаш. Роман. М.: АСТ; Астрель, 2000. 608 стр. 10000 экз.) Ещё раз повторю — там среди прочих героев есть ты, Моргун, Лёша Злаказов, Андрей Носков пополам с Геной Цукановым…

Личная моя жизнь — в моих книгах. Сообщу сейчас кратко, что так и живу в однокомнатной квартире с комсомольско-журналистских времён, был сын, который прожил всего несколько дней, с женой Татьяной в августе этого (2000-го) года развелись, хотели разъехаться, но денег на размен не хватило, так что живём по-прежнему, спим в одной постели

Впрочем, для одного письма уже много информации и объёма. Жду ответа и решения насчёт «Достоевского» и «Советов колдуна». На «Достоевского», не забудь, есть обложка.

Привет горячий Майе, если она меня ещё помнит!

Жму батон!

На твои сайты загляну завтра, уже когда отправлю письмо.

Николай Наседкин.


137. С. Ю. КУНЯЕВУ

19 января 2001 г.  Тамбов

Уважаемый Станислав Юрьевич!

Простите, Бога ради, что отнимаю у Вас время, но обстоятельства вынуждают это сделать!

Позвольте вначале вкратце напомнить о себе:

— в 1992 г. Вы отклонили мою повесть «Муттер» (она потом вышла двумя изданиями в «Голосе»);

— в 1994 г. в отделе критики пролежала и была в конце концов вовсе утеряна рукопись моей статьи «Минус Достоевского (Достоевский и еврейский вопрос)» (позже её опубликовал «Подъём» — в № 11-12 за 1995 г.);

— в 1995 г. «НС» напечатал мою повесть «Прототипы» (за что я до конца дней своих буду безмерно Вам благодарен!);

— в последующие годы я предлагал Вашему журналу ещё ряд своих произведений: рассказы «Жизнь собачья» и «Люгер» (через А. Ю. Сегеня), повесть «Завтра обязательно наступит» и роман «Алкаш» (через Г. М. Гусева). Все они под тем или иным предлогом были отклонены и все впоследствии опубликованы в других местах: рассказы — в «Подъёме» (1996, № 8), роман — только что вышел в издательстве «АСТ»…

Как Вы, Станислав Юрьевич, понимаете, пишу я это не для того, чтобы в чём-то упрекнуть (Боже упаси!) или что-то доказать, а для простой констатации факта, что беспокоит Вас не проходимец, не маньяк-графоман, не обиженный судьбой провинциальный литератор-неудачник. Дело в том, что я писатель — русский, поэтому и предлагаю свои вещи в первую очередь — самому русскому журналу.

А дело сейчас вот в чём. Наступивший 2001 г., как известно — год Достоевского: 180 лет со дня рождения и 120 — со дня смерти. Так получилось, что книгу о творчестве моего любимого писателя, над которой я работал более пяти лет, удалось закончить как раз как бы вовремя, к сроку. Ещё 29 июня 2000 г. компьютерную распечатку рукописи под рабочим названием «Самоубийство Достоевского» я передал, будучи проездом в Москве, А. И. Казинцеву, с горячей просьбой: если работа редакцию не заинтересует — вернуть мне рукопись или хотя бы сообщить как можно быстрее, дабы я имел возможность предложить моего «Достоевского» в другие журналы. Вскоре Александр Иванович мне и сообщил, что работа ему понравилась и он передал её в отдел — Сергею Куняеву. Но вот, к сожалению, когда все и всяческие сроки уже прошли и кончились, судьба моей рукописи мне так до сих пор и не известна: за это время я не могу ни дозвониться, ни застать Сергея (хотя я дважды наскоком был в Москве).

Теперь, когда во всех редакциях материалы к юбилею Достоевского, конечно же, уже определены, у меня остаётся ещё робкая надежда, что «Наш современник» после 7-месячных раздумий не убьёт меня отказом.

Станислав Юрьевич, поверьте, мой «Достоевский» если и достоин публикации в журнале, то именно и в первую очередь — в «Нашем современнике». Потому что это исследование жизни и творчества великого русского писателя, по сути его новое жизнеописание, сделанное русским писателем.

Очень надеюсь на ответ!

Всего Вам и Вашему (нашему) журналу самого наилучшего!

Николай НАСЕДКИН.


138. К. В. РЯБЕНЬКОМУ

20 января 2001 г.  Тамбов

Костя, здравствуй!

Только что увидел в «КО» (№ 2) сообщение о выходе твоей новой книги — «Исповедь». Поздравляю! Ты мне не ответил на последнее моё письмо, так что я уж и не знал, что думать… Рад за тебя, рад за ВЛК!

Спешу уведомить и о моей радости: только что, перед самым Новым годом, в издательстве «АСТ» вышел мой роман «Алкаш» (Наседкин Н. Н. Алкаш: Роман. М.: АСТ; Астрель, 2000. 608 стр. 10 000 экз.). Он уже продаётся в крупных магазинах Москвы (в «Москве», «Библио-Глобусе» и пр.), так что при случае купи — не пожалеешь. В этом романе, в частности, подробно описана наша ВЛКашная жизнь-житуха, есть среди героев поэт Костя Рябенький, приводится его стихотворение…

Буду рад получить от тебя весточку. Если у тебя есть доступ к электронной почте, то вообще чудесно.

Будь и здравствуй!

Николай НАСЕДКИН.


139. П. Н. ГУСЕВУ

20 января 2001 г.  Тамбов

Уважаемый Павел Гусев!

Пишет Вам писатель и журналист из Тамбова — Николай Наседкин. Простите, что отнимаю у Вас время, но дело касается репутации Вашей газеты и, в конечном итоге, лично Вашей — главного редактора — репутации.

Вам, может быть, трудно в полном объёме понять-представить себе, какие глухие мрачные времена переживает сейчас провинциальная культура вообще и провинциальная русская литература в частности. Одни писатели бросили перо, зачехлили пишмашинки (или продали-обменяли их на хлеб!), другие, плюнув на стыд и позор, пошли клянчить деньги на издание своих книг у спонсоров или, хуже того, у мэров-губернаторов и, скрепя совесть, издают плоды своего вдохновения тиражом в 300-500 экземпляров на деньги бедных налогоплательщиков. Но всё же бывают-случаются, как это и произошло со мной, счастливые исключения…

Представьте себе: сидит писатель вечерами-ночами и в выходные-проходные (ибо вынужден ходить на службу зарабатывать на хлеб-чай 750 рэ в месяц!), пишет-создаёт два года роман, потом ещё целых три года рассылает-предлагает его издательствам, и вот — о, чудо! –– вдруг одно из самых престижных столичных издательств «АСТ» берёт роман провинциала и издаёт его. И это чудо особенно ещё и потому, что роман, несмотря на название («Алкаш»), отнюдь не боевик, не детектив, не триллер, не чернуха с порнухой, а — социальный роман о нашей сегодняшней жизни, и среди главных героев не маньяки и киллеры, а — журналисты, писатели, художники…

Тамбовские газеты, конечно же, постарались как можно оперативнее донести эту новость-информацию до своих читателей. Мало того, что в кои веки в Москве вышел роман местного автора, так ещё так символично получилось-совпало, что, по существу, это — последняя книга XX века, по крайней мере, в тамбовской литературе, да ещё и многие герои в «Алкаше», как уже упоминалось, журналисты, так что информация именно об этой новинке литературы накануне Дня российской прессы получала как бы дополнительное освещение…

Так вот, представьте моё изумление, когда в корпункте родимого «Московского комсомольца» (с которым я активно сотрудничал, когда учился на журфаке МГУ в 1977-1982 годах) некая Ольга Лапина на просьбу сообщить своим региональным читателям (среди которых ведь наверняка есть и любители литературы!) о событии в культурной жизни Тамбова огорошила: это — реклама! Дескать — платите денежки!..

Попытался я напомнить этой Ольге Злюкиной-Вреднюкиной (так игриво подписывает она свои заметки) то, чему её должны были учить на факультете журналистики, но быстро понял, что ни в каких университетах она не обучалась, действительно не умеет отличить событийную информацию от рекламы, да к тому же патологически лишена чувства патриотизма и гордости за родную Тамбовщину (ведь не из Москвы же Вы её к нам прислали?)…

Вернёмся к вопросу о репутации газеты. Если Вы, уважаемый Павел Гусев, также, как и Ваша подчинённая в Тамбове О. Лапина, считаете, что местных подписчиков-покупателей «МК» интересуют только лишь сообщения об открытии в городе нового кафе-забегаловки, об уворованном из частного гаража мешке картошки да об ограблении пьяным бомжем пивного ларька (информации Злюкиной-Вреднюкиной из последних номеров), то мне тогда остаётся по этому поводу лишь выразить Вам свои искренние сожаления.

Другой вопрос, что нашу провинциальную молодёжь жалко: многие из них, вероятно, уверены, что книги уже давно не пишутся и не издаются…

Спасибо, если письмо дочитали до конца!

Николай НАСЕДКИН.


140. Ю. В. ДЕЙКАЛО

10 февраля 2001 г.  Тамбов

Здравствуйте, Юрий Владимирович!

Ещё и ещё раз громаднейшее спасибо за издание «Алкаша»!

Вчера в телефонном разговоре Лариса Алексеевна* сообщила, что книга моя, увы, расходится туго (или, скажем, не так хорошо, как хотелось бы автору и издателю), что не может не огорчать. Причины ясны: 1) роман издан вне серий, эксклюзивно (и слава Богу!), 2) имя автора не раскручено. Но, к слову, в Тамбове некоторый ажиотаж-спрос возник, потому что о книге появились материалы уже в 9 газетах, на двух местных телеканалах и по радио. Да и то некоторые лотошники разворачиваются медленно и кряхтят: вот если бы по центральному телевидению два слова сказали!..

О том и речь. Ведь и Маринина, и Незнанский, и Андреев* были когда-то не раскрученными. Если бы «Астрель» («АСТ») решилось показать на ОРТ всего несколько раз обложку «Алкаша» с текстом за кадром всего в несколько слов приблизительно такого содержания: «РОМАН НИКОЛАЯ НАСЕДКИНА “АЛКАШ” — ТАКОГО ВЫ ЕЩЁ НЕ ЧИТАЛИ! ЛЮБОВЬ И КРИМИНАЛ! УВЛЕКАТЕЛЬНО И КРУТО! НАСТОЯЩАЯ ЛИТЕРАТУРА!» — это бы заняло всего семь-восемь секунд. Понимаю, что это стоит значительных денег, но они окупились бы сторицей: в перспективе — допечатка «Алкаша» (уверен, один Тамбов поглотит несколько тысяч экземпляров!), два сборника прозы, книга о Достоевском* (которая просто обречена стать бестселлером!) и новый мой роман*, работа над которым в самом разгаре и название которого я даже пока храню в тайне, настолько оно рекламно-завлекательно. К тому же, мой возраст и силы позволяют надеяться ещё как минимум на 10 лет активной творческой работы…

Главное — начать рекламу, бросить камень, чтобы начали расходиться круги по воде. К тому же Вы, Юрий Владимирович, знаете отлично, что реклама на этот раз не соврёт: «Алкаш» действительно — читабельная и настоящая литература. Теперь или никогда! Именно теперь на карту поставлена, с одной стороны, реальная прибыль издательства от «Алкаша» и других моих книг, с другой, — моя судьба писателя и человека. Если начать сейчас, то к открытию ярмарки «Книги России» (14 марта) уже проявились бы первые результаты.

Очень надеюсь, что и Лариса Алексеевна согласится с моими доводами.

Бога ради, не сочтите, Юрий Владимирович, моё предложение абсурдным и прожектёрским.

Так верится в успех!

__________
Лариса Алексеевна — Л. А. Захарова, редактор.
…и Маринина, и Незнанский, и Андреев были когда-то не раскрученными. — Перечислены популярные авторы-детективщики того времени.
…два сборника прозы, книга о Достоевском… — Издательству «АСТ-Астрель» были предложены автором и одобрены проекты издания сборника повестей, сборника рассказов, книги «Самоубийство Достоевского». Эти проекты не осуществились.
…новый мой роман… — «Меня любит Джулия Робертс».


141. М. В. МЕЛЬНИКОВУ

11 февраля 2001 г.  Тамбов

Здравствуй, Миша! Здравствуй, Майя!

Как же я не помню Майю, если я ей в каждом «мыле» передавал горячий привет! Кое-что я уже сообщал о себе в предыдущих посланиях. Ещё и ещё раз повторю: вся моя жизнь с первого курса журфака и до лета 1996 года описана в романе «Алкаш», который вышел только что в «АСТ» и в котором есть ты, Миша, и есть лёгкая тень Майи. Ищи и читай!

Вкратце могу сообщить о себе: до 1 января 1989 года работал в тамбовской молодёжке, в 1989-1991 годах учился на Высших литературных курсах в Москве, с 1992 года работаю редактором издательства ТГУ имени Державина. В 1993 году в московском издательстве «Голос» вышел стотысячным тиражом сборник «Осада», в 1997 — переиздание «Осады» и сборник «Криминал-шоу», в 2000 году — роман «Алкаш» в «АСТ», да плюс за эти годы две-три книжки литературоведческих в Тамбове. Были и публикации в журналах («Наш современник». «Подъём» и др.). С 1994 года — член Союза писателей России.

Что касается «мерседесов» и Канар: гонорара за первую книгу хватило на кое-какую одежонку себе и супруге (а то бы в лохмотьях ходили), на гонорар от двух книг в 1997 (который я получил в 1998 и тут случился дефолт) я смог приобрести подержанный компьютер. На аванс за «Алкаш» я приобрёл новый мощный комп «Пентиум II» да кое-что по мелочи. Зарплата у меня в универе, полторы ставки — сейчас 900 рэ. Жена (она редактор отдела писем «Тамбовской жизни») получает 2000 рэ. Так что нищенствуем. Сын у нас родился в 1985-м и не захотел жить — вскоре и похоронили.

И вот теперь вся моя надежда, что «Алкаш» пойдёт, что мой «Достоевский» прогремит, а сейчас я пишу новый роман, который вообще меня прославит… Вот такие всё ещё мечты и грёзы. Впрочем, мне, конечно, жаловаться грех: всё же писателем я стал и единственный из тамбовских собратьев по перу издаюсь в Москве.

Пока заканчиваю. Миша, ты так и не ответил насчёт Гены Цуканова, и сообщи чуть подробнее о Моргуне все данные.

Николай Наседкин.


142. М. В. МЕЛЬНИКОВУ

19 марта 2001 г.  Тамбов

Миша, здравствуй!

Счастлив, что будешь читать «Алкаша» и что вам с Майей нравится моя проза. Так держать! (Это я себе.) Спасибо за голос! Конечно, чем больше будет отзывов и баллов, тем выше рейтинг книги — я уже проверил.

Но почему ты молчишь про Достоевского? Юбилейный год уже в полном разгаре, как бы не упустить момент. Напиши хотя бы пару слов.

Жду!

На сайт обновлённый загляну послезавтра (сегодня уже вышел лимит веб-времени).

Всего и будь!

Николай Наседкин.


143. М. В. МЕЛЬНИКОВУ

10 апреля 2001 г.  Тамбов

Миша, привет!

Безразмерное спасибо за параллель с Достоевским в Интернет-магазинах — польщён и тронут!

Надеюсь, что в процессе чтения «Алкаша» твоё предварительное мнение не изменится.

Рад, что Геннадий Цуканов жив, здрав и занимается умными делами. У него нет своего сайта, что ли? И вообще, ты можешь сообщить ему новости обо мне, об «Алкаше» (как ты понимаешь, в образе Аркадия, несмотря на сходство с Андреем Носковым, есть немало и от Геннадия)?

Я совершенно замотался со своим сайтом. Хотел сделать к 13-му, но не успеваю. Сделал половину и начал заново. Строю я в основном в Word 2000 — и добиваюсь не только внешней привлекательности, но, главное, мобильности — чтобы страницы открывались шустро и имели несколько перекрёстных открывашек-путей. К слову, попытался пару раз сходить на сайт Кустова* — бесполезно. То ли у него картинки тяжеловесные, то ли ещё что, но у меня не раскрылись до конца ни первая, ни вторая страницы. Да к тому же, главная страница не содержит вообще никакой информации и карты ссылок, и даже нельзя понять-разобраться, что это сайт писателя, притом многие рубрики, судя по названию, совершенно не функциональны, не интересны потенциальному посетителю-читателю. И ещё, хоть бы ты, Миша, подсказал ему (нас учили этому ещё на журфаке, помнишь?), что белый шрифт на чёрном фоне (вывороченный) в 9 с лишним раз быстрее утомляет глаза, так что люди с ослабленным зрением избегают читать такой текст инстинктивно, а у нас очкариков — 90 процентов. Он же весь сайт, как я понял, сделал «вывороченным» — это самоубийство автора сайта!

К слову, у тебя как раз очень приятный фон, но, к примеру, страничка со знаменитостями тоже раскрывалась очень медленно — видимо, картинки тяжеловаты. А файлы-pic должны быть 10-20-80 кб и на странице их не должно быть, как блядей в стриптиз-баре.

Впрочем, это я теоретизирую, вот запущу свой сайт* — проверим, каков я строитель на практике.

Жду вестей.

До побаченя!

Николай Наседкин.

__________
Кустов Виктор Николаевич — писатель, главный редактор журнала «Южная звезда», в котором вскоре будет опубликована повесть «Завтра обязательно наступит» (2002, № 3).
…вот запущу свой сайт… — Авторский сайт «Николай Наседкин: писатель & человек» открылся по адресу www.niknas.narod.ru 5 мая 2001 г.


144. М. В. МЕЛЬНИКОВУ

6 мая 2001 г.  Тамбов

Миша, здравствуй!

Во-первых, твои замолкания-исчезновения ставят в тупик.

Во-вторых, у меня на экране не раскрылась фотка с журфака на твоём сайте, и я весь дрожу от нетерпения узнать и увидеть — кто там и по какому поводу.

И, в-третьих, приглашаю тебя на свой сайт, который наконец-то закончил строить. И, будь добр, подскажи — по каким адресам можно вставить его в каталоги, сделать на него ссылки, одним словом, что надо сделать для раскрутки?

Очень надеюсь на твои советы!

До встречи!

Николай Наседкин.


145. М. В. МЕЛЬНИКОВУ

11 мая 2001 г.  Тамбов

Миша, привет!

В Гостевой комнате лицезрел твой отклик — спасибо! Однако ж обещанного мыла нет как нет, а я очень жду подсказок по раскрутке (включению в каталоги) сайта.

Только сейчас закончил окончательную шлифовку и отладку: оказывается в Netscape Navigator ссылки на главной странице не работали и кнопки вообще исчезали — хорошо один дотошный посетитель прислал подсказку. я срочно поставил Навигатора и вот подлаживал под него два дня, чтобы странные люди, пользующиеся этой громоздкой интернет-машиной могли тоже гулять у меня в гостях.

И ещё, Михаил, ты молчишь про «Алкаша», про «Достоевского», про Моргуна и Цуканова (есть у него сайт или нет?), про фото с журфака на твоём сайте и пр. И всё забываю сказать: у тебя в тексте пояснительном много ошибок, ты, наверное, не выводишь на принтер и не перечитываешь набираемый текст, а это надо делать непременно, не жалея сил и времени: время ничто — имидж всё!

И сообщи всё же, какой адрес у тебя основной.

Жду с нетерпением письма.

Николай Наседкин.


146. Н. Э. КУЛИНУ

1 июня 2001 г.  Тамбов

Уважаемый Николай Эрнестович!

В декабре 2000 года (ещё в прошлом веке!) в столичных издательствах «АСТ» и «Астрель» вышла моя новая книга. Конечно, для тамбовской литературы событие в какой-то мере рутинное и заурядное, и, понятно, Вашей газете сейчас не до изящной словесности, не до культуры и на широкое обсуждение моего романа «Алкаш» я не рассчитывал (хотя поводов и материала для дискуссий он даёт предостаточно: в кои веки написан и издан в Москве роман, главным героем которого является Тамбов и его жители!), но хотя бы на разбор-отклик — положительный или отрицательный, умный или глупый — надеялся.

С прежними редакторами-чудаками «ТЖ» у меня не всегда складывались хорошие отношения, но сейчас, когда в кресле главного сидит человек, понимающий кое-что в литературе, сам человек творческий, и, главное, товарищ юности, демонстративное замалчивание моей новой книги* областной ежедневной газетой (не только для меня, но и для моих читателей) выглядит странно и необъяснимо…

Простите, если что не так!

Николай Наседкин.


147. Н. Э. КУЛИНУ

6 июня 2001 г.  Тамбов

Николай Эрнестович!

Прошу прощения за отнимаемое время, но вынужден прояснить невольное недоразумение, возникшее между нами.

Редактор и человек Н. Э. Кулин не имеет до сих романа «Алкаш» с дарственной надписью автора только лишь по двум причинам:

во-первых, в моей личной библиотеке так до сих пор и нет книг (обещанных!) Н. Кулина о Баяновой и «Ортодокс» с дарственными надписями;

во-вторых, в своё время, после твоего, Николай, ухода из кабинета «Кредо» я среди оставленного бумажного мусора обнаружил и выброшенную тобой книгу «Молодая проза Черноземья» с первой моей опубликованной повестью и дарственной надписью тебе…

Так что, полагаю, в связи с «Алкашом» какой-то умысел, гордыню или жадность с моей стороны подозревать после этого просто смешно.

Извини, если что не так.

Николай НАСЕДКИН.


148. Ф. МИХАЙЛОВУ

11 июня 2001 г.  Тамбов

Здравствуйте, Фёдор!

Сразу скажу, что я не «pro», но «contra».* Впрочем, особо много о Вашем опыте с «Идиотом» говорить не буду — уверен, что оппонентов у Вас в избытке и все они пишут-говорят примерно одно и то же. Если коротко: Достоевский (Пушкин, Толстой, Чехов) потому и бессмертны, что живы, реальны, актуальны и современны для любой эпохи. Переписывать их, осовременивать — просто смешно. Ещё никто не разгадал до конца главную тайну творчества: какие слова и в каком порядке следует расставить, дабы получилось гениальное произведение. Если вместо «несовременной» фразы Достоевского «Александр Александрович быстрым движением поднялся со своего стула…» написать-сделать «Саша взволнованно вскочил» — это будет не гениальный Достоевский, а — Михайлов, Пупкин, Иванов… Вы сами правильно подметили, что у Достоевского есть нечто кроме сюжета — в этом и суть! Не буду подробно объяснять, какую роль играют в произведении стиль, тональность, ритм и прочие составляющие, которые Вы решились поломать-переделать…

Впрочем, я уже многословен. Ваш труд (а это какой-никакой, а труд, хотя и напрасный) совершенно теряет смысл и становится нелеп, если задаться вопросами:

1) Только ли Достоевского надо переписать? (А Толстой, Гоголь, Бальзак, Гомер?..)

2) Если Достоевского, то — все ли произведения?

3) Если все, то — через какой интервал времени?..

Представьте только себе: переписывать того же «Идиота» каждые 20-50 лет!.. Бр-р-р!

Мне кажется, Вам не стоит называть себя «автором» получившейся у Вас вещи под названием «Идиот»: в лучшем случае — соавтор. А ещё точнее, Вы сделали работу чересчур ретивого и самоуверенного редактора.

А вообще, видимо, Вы соединили две вещи, как сейчас выражаются, в одном флаконе: любовь к Достоевскому и тягу к творчеству. Лично я эти два вектора в своей жизни развёл: пишу прозу-беллетристику (в которой, конечно, чувствуется влияние Фёдора Михайловича) — уже вышло три книги, и всерьёз занимаюсь исследованием творчества Достоевского — есть уже ряд публикаций, недавно закончил книгу «Самоубийство Достоевского», по существу, биографический роман-исследование. Если Вам интересно — загляните на мой сайт (на сайте «Клуб любителей творчества Достоевского» вывешена только первая часть).

И в конце (если Вы не обиделись) просьба: не могли бы Вы дать мне координаты издателя И. Захарова — электронный адрес, почтовый, телефон? Буду очень признателен!

Успехов!

Николай Наседкин.

__________
Данное письмо-«рецензия» является ответом на просьбу литератора, который выпустил под псевдонимом Фёдор Михайлов в московском издательстве «Захаров» роман «Идиот» и попросил оценить его «опыт ремейка» романа Ф. М. Достоевского.
…не «pro», но «contra». — Обыграно название книги пятой романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» — «Pro и contra».


149. Г. В. ЮДАХИНОЙ

17 июня 2001 г.  Тамбов

Уважаемая Галина Валерьевна!

В Вашем «Гала-клубе» (№ 24, от 12 июня 2001 г.) опубликован материал Сергея Васильева «Своевольная красотка» о Джулии Робертс. Конечно, американская кинозвезда, скорей всего, так никогда и не узнает, что там написали-сочинили о ней в какой-то российско-тамбовской газете, а если и узнает, то обижаться, думаю, не будет — не тот уровень. Но вот мне, кинозрителю и человеку, интересующемуся творчеством Джулии Робертс всерьёз, стало обидно и, в первую очередь, за тех читателей Вашей газеты, которые знают артистку только по киноролям и теперь составят представление о ней как о женщине, как о человеке по данному материалу.

Нам с Вами, Галина Валерьевна, как Вы помните, ещё на журфаке МГУ рассказывали о грязных методах жёлтой буржуазной прессы: 1) прямая ложь, 2) умалчивание, 3) передёргивание фактов. Всего этого в «Своевольной красотке», увы, с избытком.

Что касается прямой лжи. «На её счету восемь помолвок!» — очень эффектное утверждение, но оно не подходит даже к Мэгги, героине комедии «Сбежавшая невеста». И весь юмор в том, что как раз в этом фильме героиня Джулии Робертс сумела наказать героя Ричарда Гира, недобросовестного журналюгу, который написал в статье, будто она уже семь раз сбегала из-под венца, хотя на самом деле всего трижды — его с треском попёрли из редакции газеты. Сама Джулия Робертс была обручена четыре раза: с Диланом Макдермоттом (партнёр по фильму «Стальные магнолии»), Кифером Сазерлендом (с ним она снималась в «Коматозниках»), Лайлом Ловеттом (музыкантом, за него она вышла замуж) и, в настоящее время, с Бенджаменом Брэттом.

Следующая неправда в материале Вашего журналиста — будто родители актрисы «преподавали в Атланте драматическое искусство». Звучит солидно, но на самом деле отец Джулии был продавцом пылесосов, а мать — секретарём в церкви, а в свободное от работы время они создали самодеятельный драматический кружок и ставили любительские спектакли.

Что касается дебюта будущей кинозвезды, то и здесь всё поставлено-перевёрнуто с ног на голову. Да, первую маленькую роль в кино ей помог получить старший брат Эрик в 1986-м, только это было не «Удовлетворение», а — «Красная кровь», и фильм вышел на экраны только в 1989-м, так что зрители впервые увидели Джулию на экране в эпизоде сериала «Криминальные истории». Но ни к этой работе, ни к ролям в «Красной крови» и «Удовлетворении», ни даже к талантливо созданному образу красавицы-португалки в «Мистической пицце» нельзя отнести эмоциональные строки Вашего автора: «То, что случилось после выхода на экран картины, можно назвать коротко — Джулия проснулась знаменитой». Случилось это лишь в 1989 году после выхода «Стальных магнолий», где Джулия сыграла роль смертельно больной девушки Шелби…

Впрочем, это уже можно отнести к методу — передёргивание фактов. В этом автор «Своевольной красотки», увы, талантлив не меньше, чем Джулия Робертс в кино. Пеняет, к примеру, что не умеет она толком распоряжаться нежданно свалившимися на неё миллионными гонорарами: «Деньги она тратит в основном на пустяки…» И это похоже на правду, ибо она действительно тратит громадные суммы, в том числе и на благотворительность, финансируя программы помощи детям не только Штатов, но и, к примеру, Гаити, Монголии — если уж это «пустяки»!.. Наивного читателя бросит в дрожь от следующего пассажа С. Васильева: «Во время съёмок фильма “Крюк” (его снимал сам Стивен Спилберг) с ней произошёл нервный срыв. Джулию отправили на консультацию к психотерапевту, и на два года она исчезла с экранов». Так и видится в воображении: крутые санитары со смирительными рубашками и наручниками затаскивают Джулию в машину с мигалкой, Стивен Спилберг суетливо им помогает, одиночная палата в сумасшедшем доме… Хочется успокоить таких доверчивых читателей: актриса сама, добровольно, почувствовав творческий кризис и нервное переутомление, обратилась в 1991 году за помощью к психотерапевту (в Америке это — рядовое, обычное дело) и действительно какое-то время меньше стала сниматься, но всё же снималась (фильм «Игрок», 1992 г.).

Узнает читатель из Вашей газеты, что мать с отцом Джулии прожили «счастливо в браке не слишком долго и развелись вскоре после рождения последней дочери — Лайзы», и решит, будто прожили-выдержали вместе родители от силы лет 5-6. Но ведь сыну Эрику в момент развода было уже 17 лет — ничего себе: не слишком долго! Или, опять же, прочитает простодушный читатель о том, что Джулия Робертс со своим мужем Лайлом Ловеттом «прожили вместе всего лишь месяц, а потом разъехались», потому что роль «примерной жены оказалась не для неё», и к тому же «вспыльчивый характер Лайла был точной копией характера самой Джулии», и поверит, хотя на самом деле брак этот длился почти два года и бывшие супруги до сих пор остаются хорошими друзьями.

Ну, а измышления С. Васильева о «многодневных оргиях» Джулии и беспорядочных половых связях с «парикмахерами» после развода с мужем — пусть вообще останутся на его совести, только очень хотелось бы узнать: где, на каком конкретно сайте или в каком журнале видел он фото Джулии Робертс, «вытанцовывающей на столе в мужском клубе обнажённой по пояс»? Он, видимо, запамятовал, как сам же чуть выше правильно утверждал, что Джулия ещё в «Красотке» «наотрез отказалась обнажаться перед камерой». Стоит добавить, что она принадлежит к тем немногим звёздам Голливуда, которые никогда не позировали голыми — так что если бы «вездесущие журналисты» действительно застукали её танцующей в полуголом виде, этот кадр заполонил бы весь Интернет и обложки всей жёлтой прессы…

Ну и, наконец, приём умалчивания Ваш подопечный, Галина Валерьевна, тоже использует с упорством, достойным лучшего применения. Один только пример (а то мой отклик превзойдёт по размеру сам опус): «…она переживала свою неудачу с “Оскаром”. Номинированная за роль в “Красотке”, она по воле американских киноакадемиков пролетела с наградой, как фанера над Парижем». И всё, об «Оскарах» и вообще премиях больше ни единого слова. Таким образом, «фанерой над Парижем» опять, увы, пролетает доверчивый читатель «Гала-клуба», ибо он так и не узнает, что ещё прежде «Красотки» Джулия Робертс номинировалась на «Оскар» за роль в «Стальных магнолиях» и таки получила недавно эту высшую в мировом кино награду за роль Эрин Брокович в одноимённом фильме, а кроме того, у неё четыре «Золотых глобуса» (премия американской кинокритики) за роли в фильмах «Стальные магнолии», «Красотка», «Свадьба моего лучшего друга» и «Эрин Брокович» — такого успеха добился мало кто в Голливуде…

Но, чувствуется, для автора не это главное, ему почему-то занятным показалось представить-показать Джулию Робертс не талантливой актрисой (о последних её ролях вообще не упоминается!), а обыкновенной приземлённой женщиной, да что там — просто-напросто, если вещи называть своими именами, проституткой, которой её героиня из «Красотки» и в подмётки не годится — та из нужды, из-за жизненных обстоятельств вынуждена была развратничает, эта же просто с жиру бесится, «нимфоманка», шлюха по природе своей…

Понятно, что в периоды подписных кампаний газеты стараются давать материалы погорячее, позапашистее, но, думается, правдивый очерк о Джулии Робертс, её последних работах в кино и о предстоящей свадьбе с Бенджаменом Брэттом (с которым, для сведения С. Васильева, роман у неё длится уже четыре года) доставил бы больше удовольствия потенциальным подписчикам…

В одном из интервью двухгодичной давности Джулия Робертс, отвечая на вопросы о Бенджамене Брэтте и объясняя тот факт, что таблоиды стали меньше судачить о её личной жизни, пошутила: «Думаю, они боятся Бенджамена — он легко может надрать задницу любому, кто осмелится писать обо мне гадости!..»

Право, жаль что жених Джулии не читает газету «Гала-клуб»!

Николай НАСЕДКИН.

_________
Текст данного письма с небольшими сокращениями вошёл в роман «Меня любит Джулия Робертс» (Глик тридцать шестой), а перед этим послужил основой статьи «Джулия Робертс — королева красоты и подтекста», опубликованной в тамбовской газете «Наедине» 17 июля 2001 г.


150. Н. Э. ДМИТРИЕВУ

22 июня 2001 г.  Тамбов

Коля, здравствуй и how (так, кажется, у вас там?)!*

Сразу хочу сказать, что мне совершенно непонятно твоё неприятие упаковщиков: три пристёгнутых файлика закачивались четверть часа! А если роман в 1,5 Мгб — будет вообще закачка целый час длиться?! Уверяю тебя, никто в российских издательствах (а там на компах сидят молодые нервные дамочки) не будет такое «мыло» принимать — ему просто перекроют доступ. я тебя просто умоляю: поставь RAR (на мой взгляд — самый лучший архиватор) или ZIP и пакуй файлы. Рошальский сжимает раз в пять, но и не это самое главное, главное, что упакованный файл не переливается, как пиво из бутылки, а соскальзывает в почтовый ящик, как шар в лузу — в момент. Если хочешь, я пришлю тебе программу в упакованном виде по почте.

Все твои материалы распечатал, изучил — всё по делу, эмоционально, убедительно. Ещё сейчас выведу на принтер отрывки из письма твоего, там, где о промоушене речь, и все эти бумаги с устным комментарием вручу Захаровой* и — посмотрим, что получится. Если она заинтересуется, тогда вышлешь для неё УПАКОВАННЫЙ файл с частью (или полностью) романов.

Речи о моём литагентстве звучат замечательно (увидеть Нью-Йорк и дом, где обитает Джулия*, добавить в роман американских реалий!!!), но будет вообще замечательно, если мы с тобой станем литагентами друг друга: я всё же мечтаю издать на Западе если не прозу, то хотя бы Достоевского*…

Коля, не совсем понял смысл твоего псевдонима: ведь, кажется, в литературе не только Леонид Соболь уже был, но и какой-то Марк Соболь? Зачем тебе такие «однофамильцы»?

Да, чуть не забыл: хорошо бы в твоей визитке (где сведения) указать место издания книг, а то там только — годы издания.

И хотел спросить: вы с Дженни читаете «Алкаша» прямо с экрана или делаете распечатку?

И в конце — о Вышинской иконе. Во время Отечественной войны 1812 г. монахиня одного из московских монастырей Миропия Данкова, уходя из Москвы, взяла с собой Казанскую икону Божией Матери. А ехала она в Тамбов. Возница, решив, что она везёт сокровище, свернул с дороги в лес, дабы убить Миропию и ограбить. Она догадалась, взяла в руки икону и стала горячо молиться. В эту минуту был ей голос от иконы: «Не бойся, Я твоя Заступница!» Возница-грабитель мгновенно ослеп. Раскаявшись и помолившись перед иконой, он получил исцеление и доставил монахиню в Тамбов. Образ некоторое время находился в нашем Вознесенском женском монастыре, а затем по повелению Царицы Небесной Миропия передала её в дар Вышинской пустыни. У иконы совершались многочисленные чудеса. С нею связано избавление от холеры в Моршанске в 1861 г., в Тамбове в 1871 г. Это послужило причиной тому, что святыню ежегодно переносили из обители в города Шацк, Моршанск, Козлов, Тамбов, Кирсанов. Традиция была прервана в 1917 г.

В мае 2001 г. по благословению патриарха Алексия 2-го крестным ходом с участием митрополита Рязанского и Касимовского Симона и нашего архиепископа Евгения восстановлена традиция принесения чудотворного образа на Тамбовскую землю. Добавлю, что Вышинская икона побывала во всех тамбовских православных храмах и отбыла обратно в монастырь.

Засим заканчиваю, а то письмо не влезет (шучу) в почтовый ящик.

Еду я в Москву 2-го июля, вернусь — 6-го. Сразу сообщу новости.

Горячий привет читательнице моего романа!

Удачи!

Николай Наседкин.

__________
Журналист и писатель из Мичуринска Н. Э. Дмитриев во второй половине 1990-х гг. эмигрировал в США. На Родине он считался перспективным молодым писателем, опубликовал в периодике несколько рассказов, издал в Тамбове книжку прозы «Стандарт № 5», имя его упоминается в очерке тамбовской литературы «От Державина до…» (1993).
…и how (так, кажется, у вас там?)! — На самом деле правильно: hi или hey (привет).
Захарова Лариса Алексеевна — редактор издательства «АСТ-Астрель». Н. Э. Дмитриев попросил автора посодействовать в  установлении связей с российскими издательствами.
…где обитает Джулия… — В это время шла интенсивная работа над романом «Меня любит Джулия Робертс».
…хотя бы Достоевского… — Речь идёт о книге «Самоубийство Достоевского».


151. Н. Э. ДМИТРИЕВУ

27 июня 2001 г.  Тамбов

Привет, Николай!

Сразу прошу — уточни: 1) насчёт здорования: как точно по-английски (по-американски) пишется приветствие, которое в фильмах звучит по-русски «Хай!»; 2) как пишется «О’кей!» — в моём словаре англо-русском написано почему-то без апострофа «okay». Мне очень важно, как это точно.

Поясняю насчёт файлов: простые раскрываются, когда уже в компьютере, конечно (также, как и у вас), быстрее запакованных, но дело в том, что они при нашей телефонной связи СЛИВАЮТСЯ в почтовый ящик медленнее в несколько раз.

Насчёт Лавленцева, если тебе очень важно, я позвоню ему и узнаю, как у него дела и почему он молчит, но есть один несколько щекотливый момент. Дело в том, что его ближайший родственник (муж сестры) и мой бывший приятель-собутыльник Коля Кулин, став главным редактором «Тамбовской жизни», превратился в совершеннейшую свинью. Представь только, он пять месяцев не пропускает рецензию на «Алкаша» (причём ругательную, одного коммуняки махрового) только на том основании, что я ему (РЕДАКТОРУ!!!) не подарил с поклоном экземпляр. Я ему послал факс с объяснением, что не подписал ему книгу по двум причинам: 1) в моей библиотеке до сих пор нет двух его книг с дарственными надписями; и 2) после его ухода из кабинета редактора журнала «Кредо» я нашёл среди мусора и выброшенных бумаг мою первую книгу, подписанную ему… Естественно, я ожидал, что после этого он извиниться, даст рецензию и инцидент дурацкий будет исчерпан. Не тут-то было! Так что теперь я не собираюсь с ним здороваться при встрече и боюсь, как бы он звонки Лавленцеву не принял за подхалимаж или что-нибудь в этом роде… Смешно, конечно, но, сам знаешь, нищие люди обидчивы и мнительны — это Фёдор Михайлович хорошо объяснил.

Кстати и о нём. Я мечтаю об издании на Западе моей книги «Самоубийство Достоевского». Она уже полгода лежит в издательстве нашего университета и должна выйти вот-вот тиражом в 68 экземпляров, а когда выйдет, я буду защищать её как диссертацию. Есть кое-какие перспективы и в московских издательствах. По существу, это — новая биография Достоевского, поданная через призму темы суицида, которая была его idee fixe… Впрочем, на моём сайте есть раздел «Достоевский», где ты найдёшь все подробности и где вывешена первая часть книги. А всего она объёмом в 30 авт. л., то есть с роман «Алкаш» (которого тоже на сайте имеется только первая часть). И, разумеется, если бы какой издатель заинтересовался «Алкашом», как романом-исповедью о современной России, я бы тоже ломаться и отказываться от перевода и издания не стал…

Короче, Коля, мечты заводят далеко, но что делать, ощущение заката жизни заставляет эти мечты разгораться сильнее…

Если получу ответ до отъезда в столицу — буду рад, но отвечу, скорее всего, уже по приезде. еду я в понедельник, 2-го июля, а вернусь 6-го.

Всего наиприятнейшего!

Николай Наседкин.


152. М. В. МЕЛЬНИКОВУ

27 июня 2001 г.  Тамбов

Миша, привет!

Спасибо за минеральную запись в Гостевой книге на моём новом сайте! Я, правда, её (Гостевую) ещё никак не соберусь оформить-стилизовать под свой интерьер, так что пока обои её не украшают, а украшают вот такие добрые записи. По твоему совету я оставил сайт и на Народе, только вход с главной страницы сразу сделал на by.ru, но на другие «народные» страницы можно попасть по прямым ссылкам-адресам.

У меня по-прежнему (в связи с переездом) напряжёнка с интернет-временем, хотя я нашёл нового провайдера и лимит у меня увеличился до 20 часов. Так что в июле я нанесу к тебе на сайт и в Гостевую ответный визит.

Жаль только, что ты куда-то пропадаешь, как флибустьер, и не отвечаешь на очень важные для меня вопросы. Хотя бы: 1) почему ты сам не читаешь «Алкаша» и какие впечатления (особенно от сцен в ДАСе)? 2) Какие мысли-соображения насчёт «Достоевского»?

Жду как соловей и т. д.

Николай Наседкин.


153. Н. Э. ДМИТРИЕВУ

6 июля 2001 г.  Тамбов

Коля, здравствуй!

Только что с поезда и пока кратко сообщаю самое деловое: переговоры с редактором изд-ва «Астрель» Захаровой Ларисой Алексеевной состоялись, но главный редактор в отпуске. А пока он и не нужен — ему важно мнение Захаровой. Ты ей вышли фрагмент (или весь текст целиком) романа «Гость издалека»: если ей текст глянется (а ей он должен глянуться), она будет сватать тебя главному. Файл (запакованный, лучше самораспаковывающийся) шли по адресу tanyab@astgroup.ru, в «Теме» мэйла (сэбже) укажи «Для Захаровой Л. А.», и ещё так же повтори в первой строке письма, да ещё и сошлись на меня, чтобы не было путаницы: мол, Н. Наседкин дал мне Ваши координаты…

Пока всё. Потом — поподробнее напишу, тут у меня всякие семейные неурядицы.

Будь!

Николай Наседкин.


154. Н. Э. ДМИТРИЕВУ

25 июля 2001 г.  Тамбов

Коля, здравствуй!

Отвечаю, как видишь, с опозданием и всё из-за хреновых своих дел. А дело, в общем-то, простое и чисто русское: чуток запутался я с двумя бабами, и как раз после приезда из Москвы случился самый пик разборок и прочей ерунды, но самая глупость (с моей стороны), что я нашёл самый примитивный способ сделать себе как бы передышку в этой ситуации и после почти полутора лет сухого закона ушёл в крутое пике…

Остальное что рассказывать (кстати, в «Алкаше» всё подробно и давно описано) — ситуация с бабами запуталась ещё больше, вообще зашла в тупик, я чувствую себя, как будто проглотил лимонку и она внутри ахнула, еле-еле возвращаюсь в рабочий ритм, а проблем всех и всяческих в жизни прибавилось. Вот такие избитые сюжетцы.

Что касается Москвы. Я уже писал, как помню, что главный редактор «Астрели» был в отпуске. Лариса бумаги все поглядела дома, на следующий день сказала, что-то общее насчёт языка и стиля твоего (дескать — интересно и профессионально) и что нужно смотреть сам текст романа. Я надеюсь, что ты ей уже выслал несколько глав, а если не боишься, то и весь текст. Заранее тебя предупреждаю, что Лариса очень своеобразный человек: может пообещать позвонить и не позвонит, пообещать прислать мыло, а молчит неделями. Её надо тормошить беспрестанно. Ты представляешь, пока я не приехал, они там всерьёз о рекламе «Алкаша» даже и не думали, и только теперь (спустя полгода!) вроде надумали начать какой-никакой промоушен. Повторяю ещё раз: у меня характер в этом отношении дурацкий — я сижу и жду. У тебя, как я понимаю, натура другая, так что, образно говоря, бери её за горло и жми-дави. Добавлю, что баба она умная, и в издательстве её уважают, ей верят. Если она начнёт сватать твой роман, он наверняка пойдёт.

Что касается Джулии, то высылаю тебе файл с небольшим текстом. Эти несколько строк о ней я написал и опубликовал перед самым отъездом в Москву в нашей газете «Наедине». Это как бы ответ на хамскую статейку одного педика из другой нашей новой газетёнки «Гала-клуб». Понимаешь, в Джулии есть то… Впрочем, пафос моей статеечки ты сам поймёшь. Понимаешь, запьёшь тут из-за своих земных глупых баб, проснёшься с похмела и сквозь судорогу мозжечковой боли подумаешь: Господи, а ведь где-то есть ДЖУЛИЯ РОБЕРТС!!! Шутки шутками, но у меня роман примерно об этом, как молодой парнишка выбрал Джулию своей мечтой и на этом то ли сшизился, то ли, наоборот, обрёл счастье…

Вообще-то, это дурацкая идея — рассуждать о незаконченной вещи. Просто хочу ещё добавить, что когда ты будешь читать статеечку, помни и представь, что в эту самую Джулию буквально влюблены миллионы, вот я и пытаюсь смотреть на неё как бы их глазами, глазами героя моего романа…

И ещё раз, Коля, просто умоляю: всё, что касается Джулии мне сейчас очень и очень нужно. Вот если бы ты чуть подробнее пересказал эту её беседу с Мэтом Лауэром… И всё такое прочее.

Ну вот пока и всё. Будь!

Николай Наседкин.


155. М. В. МЕЛЬНИКОВУ

25 июля 2001 г.  Тамбов

Миша, здравствуй!

Ты, может быть, где-то на Багамах отдыхаешь и поэтому молчишь. Но у меня очень важный вопрос. Дело в том, что у меня пошли очень серьёзные переговоры насчёт издания «Самоубийства Достоевского» с одним московским издательством. Так что мне важно знать, что и как у тебя с этой моей рукописью. Будь добр — просвети.

Жду!

Николай Наседкин.


156. М. В. МЕЛЬНИКОВУ

10 августа 2001 г.  Тамбов

Миша, здравствуй!

Завидую твоей деловитости и твоим «новорусским» успехам, семье твоей завидую по поводу моря — последний раз был в Юрмале в 1988-м, да и то в ноябре.

Но — к делу. Миша, я бы очень хотел увидеть хотя бы отрывок своего «Достоевского» в вашем журнале, но если ещё не поздно переиграть, то нельзя ли посмотреть и поставить вместо отрывка в номер вот эту небольшую повесть* (2 а. л.) «Завтра обязательно наступит». Она есть у меня на сайте, но на всякий случай высылаю текст пакетом. Она публиковалась пока только у нас здесь в двух газетах. В «Нашем современнике» она прошла рецензента, завотделом прозы, замредактора на ура, но сам Ст. Куняев и в самый последний момент после колебаний её, гад, зарезал. Посмотри, повесть довольно остросюжетная и с подтекстом, но вполне благопристойная. Конечно, мне бы хотелось и «Достоевского», и «ЗОН» увидеть на журнальных страницах, но, как говорится, хотеть не вредно.

Был у тебя на сайте, оставил метку в Гостевой. В ближайшие дни добавляю в свой Интернет-альманах несколько новых страничек (в Нон-фикшн и В зеркале критики) — будет свободная минута, заглядывай.

Будь добр — напиши после просмотра повести сразу же пару ласковых или не ласковых слов.

Буду ждать!

Николай Наседкин.

___________
…вот эту небольшую повесть… — Повесть «Завтра обязательно наступит» опубликована в 3-м номере журнала «Южная звезда» за 2002 г.


157. М. В. МЕЛЬНИКОВУ

13 августа 2001 г.  Тамбов

Миша, привет!

Насчёт повести сразу скажу, что сюжет править-исправлять я не могу и не буду — это совершенно не в моих правилах. Единственное: по советам-рекомендациям толкового редактора я, разумеется, мог бы сократить количество ДИЛЕКСЕМ* до разумного предела. Об них многие запинаются, хотя большинство из этих дилексем оправдано и привносит в смысл фразы дополнительное содержание, а в стиль — определённую своеобычность. Но это, как ты правильно заметил, вопрос второй, а на первый и главный ты толком не ответил: может ли «ЗОН» появиться на страницах вашего журнала?

Что касается распространения, то Тамбов — это глухой номер. Здесь книг практически не покупают (серьёзных), журналы не выписывают, о литературе не говорят. В последнее время более-менее покупают «Алкаша», да и то потому, во-первых, что во всех местных газетах, на радио и по двум телеканалам были рекламно-рецензионные материалы, а во-вторых, предыдущие мои две книжки сделали меня известным нескольким сотням книголюбов.

Насчёт Москвы могу посоветовать следующее: есть там такой человек Алёшкин Пётр Фёдорович. Он — гендиректор издательства «Голос» (в котором вышли мои две первые книжки), сам писатель и мой давний товарищ. Его охотно публикуют «Октябрь» и «Наш современник», в романе «Алкаш» он выведен под именем Пётр Антошкин. Но дело не в этом, а в том, что он знает всю литературно-издательскую Москву, имеет связи, очень энергичен и коммуникабелен. По крайней мере, если ты к нему обратишься, сославшись на меня, и более-менее подробно объяснишь суть дела, он тебе если не поможет, то даст толковый совет. Его координаты:

113184, Москва, Пятницкая, 52/1, изд-во «Голос»;

тел. служебный 953-58-67;

e-mail: aleshkin_peter@mail.ru

факс: 953-02-25.

И ещё хочу тебе напомнить-подсказать, что 5-10 сентября на ВВЦ состоится очередная, XIV, Московская международная книжная ярмарка — самое лучше место для раскрутки любой книги и любого журнала.

И вот ещё: если у тебя будет возможность, то вышли мне один экземпляр журнала: я всё же попробую показать здесь его в обществе книголюбов (оно у нас действует), в двух-трёх книжных частных лавках — если журнал им глянется, то, может, они и будут его продавать. На всякий случай — мой адрес:

392036, Тамбов, Интернациональная, 36, кв. 83.

Будь!

Николай Наседкин.

__________
Дилексема — неологизм автора, обозначающий конструкцию из двух синонимичных слов, связанных дефисом. Такой стилистический приём часто используется в авторской прозе. В романе «Меня любит Джулия Робертс»  даже есть насчёт этого подсказка: «“Я даже, как Вы заметите, в подражание Вам часто использую-применяю в своём тексте «парнишки», как я их называю, то есть — двойные, сцепленные дефиской, слова…” …строка о “парнишках” не могла не заинтересовать меня: это он так мои дилексемы, которые мне чрезвычайно нравится изобретать-придумывать, называет, что ли?..»


158. Н. Э. ДМИТРИЕВУ

13 августа 2001 г.  Тамбов

Коля, здравствуй!

Судя по твоим письмам — ты один из счастливейших людей в сегодняшнем мире. Это впечатляет и поддерживает. А то когда сам сидишь в болоте и нюхаешь болотную вонь, кажется, что и всем на свете так же сыро, тупиково и погано. Так что спасибо за тот оптимизм, какой ты вливаешь в меня своими письмами, вернее, — образом жизни.

У нас здесь, ты прав, ничего в этом плане не изменилось: водка жрётся для дела, до дела, после дела, без дела, помимо дела и вместо дела. Сам я, увы, почти месяц с небольшими перерывами занимался ерундой, наворотил немало глупостей, напряг лично-семейную жизнь до предела (треугольник мой, к счастью или несчастью, разбился и перестал существовать). Но я ещё что! Я вот очнулся, встряхнулся, проспался и с такой жадностью засел опять за работу, что знаю-уверен — теперь долго меня чаркой, дай Бог, не заманишь. А вот, к примеру, небезызвестный тебе Толя Остроухов совсем покатился вниз: из Тамбова его попёрли, он вернулся в Никифоровку и теперь не выходит, практически, из запоя. И главное, за последние лет 6-8 он не написал, не создал ни строки. И вот теперь хрен поймёшь: то ли он пьёт из-за того, что муза его бросила, то ли она его бросила потому, что он жрёт без удержу и меры…

А ещё сейчас история творится с Колей Кулиным, уважаемым редактором «ТЖ»: года 2-3 не пил и — сорвался. Уже месяц ни врачи, ни домашние, ни он сам не могут вырвать-вытащить его из запоя…

Вот и все наши истории-новости: сплошной «Алкаш» и в жизни, и в литературе.

Теперь о деле. Адрес домашний Ларисы таков: 127502, Москва, ул. Фестивальная, 59, корп. 4, кв. 443, Захаровой Ларисе Алексеевне. Я ей один раз, в самом начале наших отношений, письмо засылал, но она стала уверять, что его не получала, так что я больше не писал. Лучше ей, конечно, звонить по телефону: дом. 455-73-94 (с 8:30 до 9:30 и после 20:00 до 22:00); раб. 216-01-64 (с 14:00 до 18:00).

Личного е-мэйла у неё нет, потому что она — человек докомпьютерной эры и не знает, как комп включается. Адрес, что я тебе дал — это e-mail издательства «Астрель». Я думаю, пара звонков тебя не разорят, а дело подстегнуть помогут. Но и мыло ещё раз заслать — не повредит. Действуй. Адреса юридические действительно у «Астрели» в Балашихе, а у «АСТ» вообще в Читинской области, но сами они базируются в Москве и физические адреса имеют московские. Все эти фокусы делаются ради налоговой политики.

Английским (отвечаю на вопрос) я владею на уровне чайника и даже хуже, поэтому на англоязычные сайты я заглядываю редко, очень не люблю англоязычные программы (хотя несколько штук у меня стоит — не могу найти пока русский аналог). Это мне катастрофически мешает в работе, но учить язык уже поздно. Тем более, что у меня, как у Белинского, аллергия на иностранные языки: дойч учил-учил, а так им по-нормальному и не владею.

Акулинин — живёт по-прежнему: пьёт каждый день, но форму, молодец, не теряет, писать-сочинять тоже давно бросил, получает зарплату за секретарство писательское 1400 рэ, держит свою Лавку писателя, по пятницам собирает на своей хазе пять-шесть местных молодых (лет под 40) пиитов на Литературную пятницу — пьют водку, запивают пивом и рассуждают о том, что Чехов писал скучно, Достоевский писал плохо, а Астафьев и вовсе не писатель…

Про новые журналистские звёзды ничего сказать не могу: или их нет, или они не очень ярко светят. Из всех местных газет самый большой тираж 19420 экз. имеет «Наедине», где редактором числиться племянник Кулина Миша Зайцев, но на самом деле газету делает поэт Стах Начас, ответсек. А вообще славится как редактор, судя по радиопередачам, Валерий Аршанский — у него «Мичуринская правда» (что ли) чуть ли не единственная прибыльная газета в области.

В Удмуртии у меня, увы, знакомых нет, и сам я никогда в Ижевске не был.

Ну вот, пока и всё. Жду следующего письмеца. что касается Джулии Робертс, то мне важна любая информация о ней: если что самое интересное, на твой (журналистский) взгляд, о ней услышишь — напиши: вот типа, как она в джинсах в вечерний клуб рвалась. И ещё: никак я не могу уточнить дату её свадьбы с Брэттом — нет ли у тебя таких сведений?

Желаю тебе ещё больше всех и всяческих успехов!

Будь!

Николай Наседкин.

(У меня тут случился казус на днях: на двое суток исчез из Интернета весь сервер www.by.ru вместе с моим сайтом. Если такое непонятно что будет повторяться, придётся искать новую площадку, но сейчас сервер вынырнул, так что пока веб-адрес у меня прежний.)


159. Н. Э. ДМИТРИЕВУ

1 сентября 2001 г.  Тамбов

Коля, приветствую тебя из далёких рашен краёв!

Получилось так, что слишком быстро в августе израсходовал весь лимит своего интернет-времени и был отрезан продолжительное довольно время от веб-мира. И вот теперь отвечаю на твоё последнее мэйло.

Как у тебя дела с Ларисой? Хочу напомнить, что с 5 по 10 сентября проходит очередная ММКЯ, все издатели будут тусоваться там, так что ни мылом, ни телефоном их достать нельзя будет.

Я последние пять лет каждый раз обязательно выбирался на эту ярмарку, но в этом году, увы, финансы не позволяют совершить такой демарш. Вернее я, дурак и олигофрен, в июле прогулял-прокутил эту свою поездку. Поделом!

Насчёт 5-го пункта Аршанского я никогда и не сомневался, но вот насчёт Начаса — ты меня поставил в тупик: я всегда считал его за хитрого, но хохла. К слову, о чесноке: в 31-м номере (28 авг. 2001 г.) газеты «Деловой вторник» (http://inform.adi.ru/) опубликована весьма любопытная беседа-полемика Владимира Бондаренко (гл. редактор патриотического «Дня литературы») с Танкредом Голенпольским (гл. редактор «Международной еврейской газеты») под названием «Зачем Солженицын поднял еврейский вопрос?». А в 35-м номере «Литгазеты» (www.lgz.ru) небезызвестная Римма Казакова в статеечке «Ещё не поздно?..» жалуется, как их, писателей-демократов, теснят писатели-патриоты и обзывают жидами… Зайди на сайты, глянь — вот она наша сегодняшняя литературная житуха.

Как там поживает моя Джулия?

Надеюсь, что всё у тебя тип-топ и о’кей.

Будь!

Николай Наседкин.


160. Н. Э. ДМИТРИЕВУ

23 сентября 2001 г.  Тамбов

Коля, здравствуй!

Понимаю, что тебе, может быть, сейчас не до писем, поэтому пишу всего несколько строк. События у нас по сравнению с американским масштабом, конечно, помельче. Сегодня, к примеру, в результате то ли теракта, то ли торгашеских разборок, то ли обычной дурости загорелся наш Центральный рынок и до сих пор (уже полпятого вечера) горит-дымит — старые, прошлого века торговые ряды, где в последнее время были склады и магазин хозтоваров.

Событие более оптимистическое — приняли в Союз писателей нашего общего знакомого Игоря Лавленцева. Таким образом, в нашем тамбовском отделении уже под тридцать человек. Зачем все эти ребята стремятся в писсоюз — непонятно. Застой полный, Акулинин даже собрания перестал собирать, получает зарплату — вот и вся писработа.

В этом году я впервые за последние пять лет не выбрался на ежегодную международную книжную ярмарку в Москву, так что впечатление в душе, что и на всероссийском уровне всё замерло и не дышит. К слову, послал мыльце Ларисе перед ярмаркой со всякими вопросами, но она ни звонит, ни мылит в ответ. Ты с ней уже связывался?

Впрочем, я сейчас сильно не размышляю о технических, так сказать, вопросах. Практически одновременно пишу две книги — Джулию и о Достоевском. Джулию мне, кровь из носу, надо закончить к Новому году (кстати, Коля, в последнем письме ты говорил, что накопал о ней материалы — может, скинешь на мой комп?), а Достоевского — к 1 апреля. Глаза, конечно, боятся, а руки делают — может, и успею-справлюсь.

Но приходится порой выбиваться из графика. Вчера вот до четырёх утра смотрел по РТР повтор «необыкновенного концерта» от вас, где собрались все звёзды штатовские и английские для поддержки жертв терактов. Джулия там была всего десять секунд, но я не жалею — давно не видел её в таком «простом» (не киношном и не оскарном) виде. Ну и, конечно, интересно было поглядеть на всех этих рок- и поп-звёзд — я особо за этим не слежу, лиц их не знаю.

Нас тут совершенно запугали новыми терактами, началом третьей мировой войны и пр. У вас там, вероятно, обстановка ещё более напряжена?

И ещё о книжных делах: писал я тебе или нет, что если Лариса не мычит и не телится, то тебе, может быть, стоит заранее сделать рекламный блок по роману «Гость издалека» (визитка, аннотация, первые две-три главы — в одном файле) и разослать веером в 10-15 издательств. Именно так я вышел с «Алкашом» на «Астрель».

Напиши-набей строчек несколько в свободную минуту. Буду ждать.

Николай Наседкин.


161. Н. Н. НАСЕДКИНОЙ

30 сентября 2001 г.  Тамбов

Надя, здравствуй!

Ну, вот, как бы по традиции в день рождения нашей муттер пишу несколько строк, дабы поздравить тебя и себя с этим событием (было бы ей 83!) и напомнить о себе, что я жив, относительно здрав и на свете существую.

Последнее твоё письмо получил весной (спасибо за поздравление с днём рождения!) и вот теперь только могу выразить сожаление и охи-вздохи по поводу Лены: уж я то по алкоголю специалист, так что могу с уверенностью сказать — женщине спиться и погибнуть времени надо в 5-6 раз меньше, чем мужику. Она и спохватиться не успеет! Очень надеюсь, что сейчас Лена поумнела в этом плане. Сам я теперь не пью ни грамма уже довольно давно и со скрежетом зубовным вспоминаю, сколько здоровья, времени и денег потерял из-за пресловутого вонючего зелёного змия!

Лене, по-моему, надо брать пример с сестры Натальи: не пить, а искать утешение и радость в любви — пусть ошибаться, расставаться, но вновь и вновь пробовать встретить свою единственную половину, да пожить счастливо хоть какое-то время.

Плавно перехожу к своим делам. Мы с Татьяной разошлись (штампы в паспортах поставили) в августе прошлого года (приревновала она меня шибко к одной особе) после 17 лет совместной жизни. Но самый анекдот в том, что разъехаться не сумели (у нас же хоть и крупногабаритная и в центре, но однокомнатная квартира), продолжали жить-поживать под одним потолком по-прежнему и без всяких изменений. Сейчас, правда, уже с месяц Татьяна живёт у матери, так как та сломала ногу и практически не встаёт теперь — ей 81 год. В планах у нас весной обменять нашу с Татьяной однокомнатную на двухкомнатную и съехаться с матерью, зарегистрироваться опять (посмешить людей), повенчаться в церкви и вместе доживать свой век.

Творческие мои дела идут своим чередом. Пишу сразу две книги: роман художественный под названием «Джулия Робертс» и «Энциклопедию Достоевского» — первую должен закончить, если Бог позволит, к Новому году, вторую к 1 апреля. Сижу за компьютером с утра до вечера и часть ночи. К тому же я ведь теперь гуляю в Интернет каждый день, и больше того, у меня в Интернете есть два своих персональных сайта, которые я сам сделал от начала и до конца (а это всё равно что целую книгу написать). Теперь мои произведения, мои фотографии и т. д. могут видеть-читать в Америке или Австралии, не говоря о всей России (и читают!). На всякий случай вот мои адреса в Интернете (может, кто в Белом Яре туда ходит): http://www.niknas.by.ru и http://niknas.narod.ru.

Теперь, Надя, у меня к тебе будет капитальная просьба: пишу-перечисляю столбиком и под номерами несколько имён, а ты мне в следующем своём письме (которое я надеюсь получить быстро) прямо так по номерам и коротко сообщи-напиши — жив или помер, где сейчас, чем занимается. Очень тебя прошу. Итак:

1.    Огородникова Людмила,

2.    Строков Виктор,

3.    Золотухин Иван,

4.    Акимкина Екатерина,

5.    Соловьёв Владимир,

6.    Мастрич Виктор,

7.    Панкова Светлана,

8.    Рубцова Люба,

9.    Косилова Светлана,

10.     Санников Сергей,

11.     Назаров Виктор,

12.     Тимошенко Виктор,

13.     Тонких Владимир,

14.     Осколкова Ирина,

15.     Мехоношин Юрий,

16.     Его мать, тётя Галя,

17.     Козлова Галина,

18.     Трофимов Леонид,

19.     Груздев Вл. Мих.

20.     Минина Надежда,

21.     Журавлёвы (Надя, Люба),

22.     Филипповы,

23.     Сосновский Дмитрий…

Ну, кажется, пока все, кого вспомнил по фотоальбомам. Если не обо всех что знаешь, то хотя бы о некоторых сообщи кой-какие подробности-сведения.

Поздравляю тебя, сестра, с пенсией — важный этап в жизни человека! А я жду своего 50-летия — мне нагадали, что в 50 лет я буду богат и знаменит. Вот тогда и смогу наконец приехать в Белый Яр. Соскучился — страсть!

А пока прощаюсь, обнимаю и желаю всего самого-самого!

Николай НАСЕДКИН.


162. М. В. МЕЛЬНИКОВУ

30 сентября 2001 г.  Тамбов

Миша, hi!

Завидую твоей деловитости и работоспособности! Буду брать пример.

Насчёт «Завтра обязательно наступит» — большущее заранее спасибо, если пройдёт в «Южной звезде». Только, конечно же, это не рассказ, а повесть — по глобальности темы, временному промежутку содержания, вместимости в сюжет судеб нескольких героев…

Впрочем, что там углубляться в теорию: здесь главное — авторская воля. Захотел Достоевский повесть «Вечный муж» обозначить как рассказ — с таким определением-подзаголовком она и публикуется. Захотел он повесть «Бедные люди» назвать романом — на то его воля.

Что же касается заглавия, то тут я вообще тебя не понял: для произведения, где герой по имени Иван Иванович Лохов дождался наконец дня, когда он победил-наказал героя по имени Иосиф Давидович Гроссман — только такое заглавие и единственно возможно и наиболее полно отражает содержание и смысл! Да я когда название придумал, я плакал от восторга! Шучу, конечно, но доля правды есть.

Теперь насчёт Петра Алёшкина. Он тебе совершенно не конкурент как издатель. Его издательство «Голос» находится в стадии зимней спячки, сейчас издают они книги только за счёт авторов (спонсоров) и о большем не мечтают. Я же подчёркивал в письме, что Алёшкин в первую очередь ПИСАТЕЛЬ, который публикуется в некоторых журналах («Октябрь», «Наш современник») и мечтает-хочет, как каждый автор, публиковаться всё в новых журналах, в том числе и в «Южной звезде». Поэтому ты можешь предложить ему перспективу участия в твоём журнале и попросить его о консультации насчёт распространения. Повторяю: он знает всю издательско-книготорговую Москву (и Россию) профессионально, его издательство в своё время издавало несколько журналов — «Русский архив», «Ниву» и т. д.

Напоминаю ещё раз и свою просьбу: если будет возможность, вышли мне первый номер журнала. Во-первых, мне жутко интересно, а во-вторых, я здесь покажу в обществе книголюбов и в книжных лавках на предмет реализации.

Желаю успехов во всех начинаниях!

Николай Наседкин.


163. И. Л. ВОЛГИНУ

4 октября 2001 г.  Тамбов

Игорь Леонидович!

Узнал из «ЛГ» о международном симпозиуме «Достоевский в современном мире. 1821-2001» и хотел бы узнать: нельзя ли как-нибудь поучаствовать в его работе?

Коротко о себе: Наседкин Николай Николаевич, литератор (член Союза писателей России); учась на факультете журналистики МГУ (1977-1982), усердно посещал Ваш спецкурс по Достоевскому*, с тех пор всерьёз изучаю его творчество. Основные публикации: «Герой-литератор в мире Достоевского» / В кн.: За строкой учебника. М.: Мол. гвардия, 1989; «Минус Достоевского (Достоевский и еврейский вопрос)» / Подъём, 1995, 11-12; «Подпольный человек Достоевского как человек» / Вестник Тамбовского университета, 1998. Вып. 2.

Только что в издательстве Тамбовского университета вышла моя книга «Достоевский: портрет через авторский текст», небольшим тиражом, но объёмная (30 а. л.), которая включила в себя помимо этих работ и главный на сегодняшний день мой труд в достоевсковедении — исследование «Самоубийство Достоевского». «Самоубийство» (это, по существу, новая биография писателя) готовится к выходу и в одном из московских издательств. С текстом можно ознакомиться и в Интернете — на моих персональных сайтах (адреса — в подписи) и на сайте Клуба любителей творчества Достоевского — http://www.geocities.com/Athens/Itahca/3880/osn.html

Итак, если я имею хоть какие-то шансы получить приглашение* — буду ждать его.

С уважением Николай Наседкин.

__________
…посещал Ваш спецкурс по Достоевскому… — Н. Н. Наседкин не раз в интервью и автобиографической прозе называл И. Л. Волгина своим учителем в достоевсковедении. В частности, в повести «Литлабиринты»: «А о Достоевском надо писать как Игорь Волгин, спецкурс которого я посещал, учась на факультете журналистики МГУ, и которого называю своим учителем именно и в первую очередь в этом: он подсказал мне своим творчеством, что о Достоевском можно писать увлекательно, читабельно — сюжетно. Тогда, в мои студенческие годы, Игорь Леонидович как раз создавал свою главную книгу “Последний год Достоевского”, рассказывал нам на семинарах о своих находках-открытиях в ходе работы, читал только что написанные главы — это было нечто. Потом я неоднократно перечитывал уже вышедшую книгу “Последний год Достоевского” и каждый раз получал неизъяснимое (одно из любимых словечек Фёдора Михайловича) удовольствие…»
…шансы получить приглашение... — Н. Н. Наседкин получил приглашение и выступил на симпозиуме с докладом «Тема самоубийства у Достоевского», который, в свою очередь, затем был опубликован в престижном «Литературоведческом журнале» Российской академии наук (2002, № 16).


164. М. В. МЕЛЬНИКОВУ

9 октября 2001 г.  Тамбов

Миша, привет!

Спасибо за сведения об Алексее Злаказове — я рад, что все мы живы, не спились и чем-то занимаемся.

Мой почтовый адрес я тебе уже писал (с первой просьбой о высылке журнала), но не трудно и повторить: 392036, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 36, кв. 83, Наседкину Николаю Николаевичу.

На всякий случай и — домашний телефон: (8-0752) 47-32-21.

Насчёт глубины и подтекста моей ПОВЕСТИ: Миша, я тебя просто умоляю, загляни ещё раз на мой сайт, в разделе «Достоевский» скачай статью-исследование «Минус Достоевского (Достоевский и еврейский вопрос)» и внимательно на досуге почитай — любопытные вещи обнаружишь, поверь.

Теперь насчёт однокурсников. Вопрос архисложен, ибо память у меня не ахти (вот в этом я точно похож на Достоевского!). Из чужих я помню только старосту Мишкиной группы ЖУКОВУ МАРИНУ, из его же группы КОСТЫЛЁВУ ЛЮСЮ, твою однофамилицу, которая мне нравилась — МЕЛЬНИКОВУ ВАЛЕНТИНУ, ещё СПИРИДОНОВУ НАТАЛЬЮ, ВОЛКОВУ ИРИНУ (не помню из какой группы), ну и, конечно, помню НАСЕДКИНА АНДРЕЯ из международной группы. Ещё почему-то запомнился из телегруппы АДАМОВ СЕРГЕЙ. А наша, 9-я, группа выглядела так (помимо меня): ОСТРОВСКАЯ ЗЛАТА, ШИБАКОВА ТАТЬЯНА, СУМИНА ЗИНАИДА, СЕДОВА НИНА, ТЕЛЕПНЁВ СЕРГЕЙ, РАЗИН ЕВГЕНИЙ, КАРКЕШКИН ВИТАЛИЙ, КЛЕНИН ВЛАДИМИР… Увы, фамилии одной КАТИ и двух ИРИН, к сожалению и стыду своему, забыл.

Сообщи хоть, что за проект — на твоём сайте или отдельном?

Пока гуд бай!

Николай Наседкин.


165. Н. Э. ДМИТРИЕВУ

25 октября 2001 г.  Тамбов

Коля, здравствуй!

Полностью с тобой согласен в определении сущности террористов. И самое, что угнетает: какой-то отморозок решает свои проблемы, а в уплату идут судьбы и жизни ни в чём не повинных людей. Ну ведь нельзя же допустить мысль, что это Бог через какого-то упёртого шакала Ладена так издевательски распоряжается людьми…

К слову, о непонятном в этом плане. Знаешь ли ты о таком загадочном фокусе: если взять и набрать в Ворде «нормальным» шрифтом (Таймсом) прописными буквами номер одного из тех злосчастных авиарейсов*, что закончились в Торговом центре: Q 33 NYC, а затем перевести надпись в шрифт Wingdings, то получится… Сам, Николай, попробуй и согласись: такие таинственные совпадения заставляют задуматься.

Спасибо за ссылку на Джулию! Представляешь, эта ссылка давно уже хранилась у меня в Избранном, я на этот сайт заглядывал пару раз, поглядел кой-какие фото, музыку послушал, а до домов и ранчо на докопался — вот что значит не понимать английский. Теперь я по этому сайту погулял вдоволь. Разобрался, что это сайт фанатов Джулии. А, вот интересно, можно ли найти в Инете персональный сайт самой Джулии и её e-mail? Во-первых, поглядеть жутко интересно, а во-вторых, я робко мечтаю, когда закончу то, что сейчас леплю-вылепливаю под названием «Джулия Робертс», попробовать послать ей — может, названием заинтересуется, попросит кого-нибудь перевести… Но это, конечно, прожекты. Однако ж, Коля, когда наступит в твоей нынешней жизни стабильный период (может, и вообще без переворотов судьбы обойдётся?), помоги, если сможешь, отыскать мне её личные веб-координаты.

И ещё попутно два маленьких вопроса, которые не требуют затрат времени и сил: 1) Как ни смешно, нигде не могу точно узнать дословный перевод и значение слова «пентхауз». Знаю, что есть такой журнал для мужиков, знаю, что в «Красотке» так назывался этаж в дорогом отеле, понимаю, что есть внутри «пять» и «дом», а в целое сложить не могу. 2) Как зовут вашего мэра Джулиани? И как понимать его фамилию, столь созвучную имени Джулия — сын Джулии, что ли?

Ну и в конце хочу спросить уже в виде довеска ко всем докукам: ты «Алкаша» бросил читать? Если да, то где конкретно в романе это провальное место? Ты ж понимаешь, как это зудит и чешет авторские язвы.

Новостей у нас особых нет, или я их не знаю (практически никуда не хожу). Чуть, правда, начинаем побогаче жить, судя по подачкам писателям. За последний месяц сразу троим удалось прогнуться и выпросить у местных властей деньги на издание своих книг: патриарх Елегечев получил 120 тыщ на двухтомник избранного, Селивёрстов (мент-полковник на пенсии, пишет детективы, только что приняли в писсоюз) — 70 тысчонок на исторический детектив о Державине, В. П. Баранов (тоже член, бывший ректор института культуры) — на кирпич в 30 авт. листов воспоминаний о войне. Да и Игорю Лавленцеву вручил губернатор машину «Ока», подчеркнув, что вручает не просто инвалиду, а — писателю. Так что наши местные акулининцы*, видимо, воспряли духом. И — дай им Бог!

Желаю тебе, Николай, побыстрее и с наименьшими потерями пережить терактовые последствия и, главное, завершить свой главный труд — книгу. К слову, о рассеянии русских: только что в «Литературке» прочёл любопытную статью на эту тему под названием «Русский мир» какого-то Андрея Столярова. Он предлагает объединить всех русских на земном шаре, то есть всех вас, живущих вне пределов России, призвать на служение ей буквально… Посмотри в Интернете (номер 43).

Ну, будь, не пропадай!

Николай Наседкин.

__________
…номер одного из тех злосчастных авиарейсов… — Речь идёт о теракте 11 сентября 2001 г., когда террористы захватили гражданские самолёты и протаранили две башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. В результате замены шрифта из номера авиарейса Q 33 NYC получается зловещий «ребус» из рисунков-символов.
Акулининцы — шутливое наименование членов Тамбовской писательской организации, возглавляемой А. М. Акулининым.


166. Д. А. ЛИХАНОВУ

30 октября 2001 г.   Тамбов

Уважаемый Дмитрий Лиханов (простите, не знаю отчества)!

Ваше предложение меня очень даже заинтересовало.* Жду более подробного письма.

С уважением и в ожидании Николай Наседкин.

__________
Ваше предложение меня очень даже заинтересовало. — Бывший однокурсник по факультету журналистики МГУ (это выяснится в ходе переписки позже) попросил дать для нового журнала «Перекрёсток», который он возглавил и готовил первый номер, отрывок из книги «Самоубийство Достоевского». См. письмо Д. А. Лиханову от 4 ноября (№169) и последующие.


167. Н. Э. ДМИТРИЕВУ

31 октября 2001 г.  Тамбов

Коля, здравствуй!

Я, как и любой другой нормальный чайник, ламер и даже хакер, мэйлы пишу-настукиваю в Outlook Express в автономном режиме, без выхода в Инет, а потом при первом же подсоединении они сами в «эфир» выскакивают-отправляются — так что никакой тут Word не нужен. У меня, к слову, уже полгода проблем с интернет-временем нет: я заключил договор с льготным провайдером (ТГТУ), который мне за 4,5 бакса (140 рэ) даёт 20 часов выхода в месяц. Наоборот, иногда даже нет надобности и времени свободного гулять в Сеть, но лимит исчерпывать надо, иначе просто так пропадёт.

Не отвечаю же я иногда оперативно по очень простой причине: нет времени и сил — глаза у меня, к сожалению, слабоваты, а времени я за компом провожу много. Так что не волнуйся и не обижайся, если иногда отвечу не сразу.

Теперь дальше по порядку. Всучить Джулии мой роман — это, разумеется, не главная моя задача. Сначала надо его написать (вышел на финишную прямую, как всегда, много остаётся материала, а втискивать уже некуда — пойдёт в затяжку), затем издать, потом раскрутить, следом написать продолжение (есть мечта — написать кусок, где действие происходит в Штатах), ну, а если где-то и когда-нибудь получится так, что узнает об этой вещи Джулия и заинтересуется, я буду, разумеется, счастлив. Хотя ей может и не понравится, как я её там «насилую»…

То, что ты пишешь про мечты и реальность, я, уж разумеется, понимаю прекрасно. Я просто немного вжился в роль-шкуру 25-летнего парнишки (моего героя), неудачливого в любви и семейной жизни, который по уши втюрился в голливудскую мегасуперзвезду и уже не отличает сон от яви, реальную Джулию от киношной. Между прочим, лично мне Джулия последнего времени (года два) совершенно уже перестаёт нравится — внешность её явно деградирует.

Теперь конкретный вопрос: был ли Джулиани мэром осенью 2000 года? И — просьба: если не затерялся тот e-mail, что ты «наскрёб» (публицистки Джулии), то обязательно перешли мне и вообще любые адреса, связанные с ней. Я всё же кусочек готового романа попробую заслать её по каким только возможно емэйлам.

Насчёт «Алкаша». Я в основном затронул эту тему не для того, чтобы получить от тебя рецензию или просто мнение: главное не то, понравится твоя вещь или нет (я знаю многих людей, которым не нравится Достоевский или Чехов!), главное, чтобы твоя вещь была прочитана. А дело в том, что на сайте вывешена только ПЕРВАЯ часть романа, примерно треть… В этом плане меня привёл в умиление один «критик» на сайте «Клуб любителей творчества Достоевского», который написал резюме на мою книгу «Самоубийство Достоевского», дескать, автору не удалось раскрыть тему, заявленную в заглавии… И это при том, что он прочёл тоже только первую часть, ибо только она и вывешена на сайте…

Твоя идея — перетащить меня ТУДА — привела меня в трепет. Я, конечно, хотел бы взглянуть одним глазом на Америку (особенно в связи с продолжением романа), но перебраться туда… Я, Коля, в этом плане и всегда был страшный консерватор, а теперь, с возрастом, тем более. Дважды у меня была возможность перебраться в Москву, я и то отказался. Да что там, сейчас вот встаёт вопрос-проблема обмена квартиры здесь, в Тамбове, одну на другую — я уже чуть не заболеваю от тоски. Я даже мебель никогда не переставляю — люблю привычки, люблю устоявшийся порядок (даже если это беспорядок!), страшусь резких перемен. Уж такой есть.

В этом почти что ряду и вопросы творчества: если что не моё — перебороть себя не могу. Я тебе не рассказывал? Когда вышел мой «Алкаш», главный редактор «Астрели» сделал мне предложение, мол, давай подпишем договор на пять романов со сквозным героем — такой аванс в баксах получишь, что и не снилось… Я думал ровно три секунды и ответил решительное «Нет!» Конечно, я прогадал материально, зато сижу сейчас, без особой спешки и диктата пишу, как ты выражаешься, «Джульку», «Достоевского» и — счастлив. Я всё это к тому, что роман исторический о прошлом нашей матушки России, об Антоновском восстании написать не смогу, не хочу и не буду — не моё…

Рад, что помог тебе с Ижевском, это оказалось нетрудно — поисковик Апорт за две секунды выдал кучу сайтов, связанных с этим городом. Коля, я так до конца и не могу разобраться — у вас там наш Рунет вообще плохо открывается? В связи с этим и просьба: в свободную минуту попробуй заглянуть на мои сайты — как они сейчас раскрываются. Мне кажется, сервер By.ru стал после модернизации (они дизайн полностью сменили) медленнее работать. Не дай Бог!

Ну, сегодня я все рекорды побил по длительности болтовни. Закругляюсь.

Дженни большой привет от российского (русского!) алкаша-писателя!

Будь!

Николай Наседкин.


168. М. В. МЕЛЬНИКОВУ

4 ноября 2001 г.  Тамбов

Миша, привет!

Через неделю — юбилей Достоевского, а мой подарок ему, увы, по вине редисочных издателей не получается. Здесь, в Тамбовском университете, должен был выйти сборник «Достоевский: портрет через авторский текст» тиражом всего 67 экз., оригинал-макет которого лежит с декабря прошлого века в типографии, но мои недоброжелатели всячески дело тормозят. В московском издательстве по договору «Самоубийство Достоевского» должно было выйти аккурат к 1 ноября, но мне в последний только момент сообщили, что запросили на издание книги грант правительства, который выделят (если выделят) только в январе.

Так что, Миша, как ты понимаешь, у меня опустились руки, матка, тонус и вообще всё, что может опускаться. Но дело ещё и в том, что 1-го ноября я получил персональное официальное приглашение на международный симпозиум «Достоевский в современном мире», который будет проходить в Москве с 17 по 20 декабря. Мне для сообщения по теме моей книги дают 20 минут выступления перед участниками из 52-х стран. Теперь ты представляешь моё отчаяние? Конечно, выступить я выступлю (текст выступления уже отправил организаторам), но надо же и саму книгу показать…

Миша, высылаю тебе в качестве напоминания твоё самое первое мыло ко мне. Оно меня тогда потрясло и окрылило. Вот, в связи с этим и вопрос: нет ли у издателя Мельникова возможности поддержать-выручить одокорытника-достоевсковеда Наседкина и издать по обещанию его книгу любым тиражом?

Думаю, лишне говорить, что от этого симпозиума, может быть, зависит вся моя дальнейшая судьба!

Жду ответа не то что как соловей лета, как — стая соловьёв!!!

Будь!

Николай Наседкин.


169. Д. А. ЛИХАНОВУ

4 ноября 2001 г.  Тамбов

Уважаемый Дмитрий!

Очень рад, что материал о Достоевском Вас в целом устраивает. Насчёт Вашего опасения, что тема «самоубийца-христианин» не совсем прояснена: ещё раз скажу — это кардинальная тема всей моей книги в 500 страниц, вся книга об этом — как христианин Достоевский преодолевал всю жизнь в себе кощунственную тягу к самоубийству. Умный читатель моего «эссе» в 10 страничек, конечно, правильно поймёт 7-й абзац, где сжато, но понятно сказано основное: что христианство безусловно прощало некоторые виды самоубийств (за Христа, доведённых до самоубийства и т. д.), что Достоевский, вероятно, так до конца и не стал «стопроцентным» христианином, что не завершилось его прохождение через «горнило сомнений», что он упорно исследовал и описывал в своём творчестве феномен «кроткого» самоубийства, «разрешённого» Богом самоубийства и т. д. Одним словом, чтобы ответить в какой-то мере на вопрос, есть ли ОТТЕНОК самоубийства в смерти Достоевского — и написана вся книга.

На всякий случай высылаю Вам файл с несколькими абзацами-фрагментами из книги конкретно по этой теме, но, думаю, или не надо ничего добавлять в «эссе», или увеличить объём публикации хотя бы в два-три раза. И, кроме того, надо обязательно во врезке от редакции пояснить-уведомить, что это — ФРАГМЕНТ КНИГИ, что это только резюме объёмного исследования, которое выйдет отдельной книгой.

Что касается ДИЛЕКСЕМ (двойных слов-связок), то мне будет, конечно, жаль, если вы их удалите-выбросите: по нескромной аналогии напомню, что Достоевского многие упрекали в «многословии» и предлагали убрать из его текстов многочисленные повторы якобы ненужных слов…

Теперь о новых идеях. К сожалению, я так и не имею даже общего представления о Вашем журнале, только догадываюсь по названию, что он ориентирован на молодого читателя. В этом плане и если Вы публикуете прозу, у меня есть очень даже заманчивое предложение. Дело в том, что я заканчиваю работу над романом, суперсовременным по форме и суперувлекательным по содержанию: ЛЮБОВЬ, КОМПЬЮТЕРНЫЙ МИР, ЧУТЬ-ЧУТЬ ФАНТАСТИКИ, название — «ДЖУЛИЯ РОБЕРТС», объём вполне журнальный — 14 а. л. В самораспаковывающемся файле — фрагмент для ознакомления.

И в самом конце: я получил официальное приглашение на международный симпозиум «Достоевский в современном мире», который пройдёт в Москве с 17 по 20 декабря, так что будет возможность, если Вы не против, зайти и познакомиться лично. Буду признателен, если сообщите свои «земные» координаты.

Всего самого наилучшего!

Николай Наседкин.


170. Д. А. ЛИХАНОВУ

6 ноября 2001 г.  Тамбов

Дмитрий, здравствуй!

Да-а-а, как говорится, веб-мир тесен! Увы, в годы учёбы мы, ДАСовские (по крайней мере — я), жили в своём замкнутом мирке. К слову, в моём романе «Алкаш», который вышел в конце прошлого года в «АСТ», с полсотни страниц первой части посвящены нашему журфаку, ДАСу — там я как раз пишу, что из 250 однокурсников, увы, мало кого даже запомнил: даже Влада Листьева, увидев впервые во «Взгляде», не сразу узнал, хотя мы с ним даже стоим рядом на одном из фото, сделанном во время нашего культпохода в мавзолей. Я учился в 9-й газетной группе, особенно близко дружил с Андреем Носковым из телегруппы (он сейчас в своём Анадыре вроде бы помощником какого-то депутата), Мишей Моргуном из 10-й (он работал в «Комсомолке», «Социндустрии»), Мишей Мельниковым из 6-й (он сейчас в Ставрополе издателем и возглавляет новый союз журналистов, «любимовский», он только что выпустил первый номер «всероссийского» журнала «Южная звезда», где-то в номере 5-м идёт у него моя повесть*), Алексеем Злаказовым из 4-й (он теперь Заслуженный артист республики из Москонцерта), Геннадием Цукановым (он редактором в Рязанском издательстве). По радио, по теле и в центральных газетах вижу-слышу ещё нескольких однокурсников — Екатерину Высоковскую, Ирину Петровскую, Татьяну Визбор, Андрея Дятлова… Андрея однофамильца*, конечно, помню — в те годы он был намного бойчее меня… Жаль, что погиб так нелепо!..

К слову, Михаил Мельников очень активно работает в Интернете, у него три сайта, основной — http://sengiley.narod.ru Недавно он там вывесил свои воспоминания о Владе, а также делает какой-то большой проект по нашему выпуску журфака МГУ-82. Если интересно — загляни, помоги информацией. С твоего позволения, я могу дать ему твой мэйл-адрес. Я, к величайшему сожалению, так ни разу за эти годы и не появился 5-го мая на журфаке, хотя знаю, что там наши собираются. Теперь надеюсь хотя бы в следующем году на 20-летие выпуска поучаствовать в сборе, поглядеть на однокурсников…

Надеюсь, что при личной встрече мы об этом поговорим подробнее.

И теперь немного о наших сегодняшних делах. Юлия (фамилию которой я так пока и не знаю) прислала мне краткое мыльце, и я окончательно запутался. Как всё же называется ваш журнал — «Няня» или «Перекрёсток»? Какова будет периодичность, какой тираж? Какие основные разделы, будет ли проза? Как насчёт моего предложения о романе «Джулия Робертс»?

Кстати, сейчас идёт и уже финиширует год Змеи, это мой год, и я точно уверен, что наша случайная встреча в Инете для меня чрезвычайно важна и тоже надеюсь на долгосрочное сотрудничество.

Вот на этой оптимистичной ноте пока и закруглюсь.

Юлии отдельно не пишу, я очень надеюсь, что «чистка» моих дилексем будет ею произведена деликатно, но на окончательный текст «Достоевского» (который пойдёт уже в вёрстку номера)*, взглянуть мне как автору всё же желательно во избежание случайных ошибок.

Всего наилучшего и побольше!

Николай Наседкин.

____________
…моя повесть… — «Завтра обязательно наступит» («Южная звезда, 2002, № 3).
Андрея однофамильца, конечно, помню… — А. Наседкин, сокурсник, в конце 1990-х покончил жизнь самоубийством.
…окончательный текст «Достоевского» (который пойдёт уже в вёрстку номера)… — Проект с изданием журнала «Перекрёсток» в итоге не осуществился.

Назад  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  Далее











© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники


Рейтинг@Mail.ru