Николай Наседкин


КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

КУЛЬТУРА


Обложка

Своя песня

Гостям, которые приезжают ко мне из других городов, я среди прочих достопримечательностей Тамбова с недавнего времени показываю и Центральную сберегательную кассу, что на улице Кооперативной. Гости удивляются, цокают языками и подтверждают: подобного не увидишь ни в одном городе — чтобы за такими шикарными витринами демонстрировались не произведения искусства или товары, а администрация обыкновенной конторы.

Не знаю, уютно или нет чувствует себя руководство сберкассы за этими витринами на виду у всей улицы, но вот тамбовским художникам очень даже неуютно стало, когда они лишились художественного магазина-салона.

Можно представить, каким значительным событием стало для них то, что им отдали на время весь нижний этаж областной картинной галереи. Здесь в день, когда в рамках Всесоюзного фестиваля народного творчества проходил в Тамбове областной праздник фольклорного искусства, открылась выставка художников-любителей и мастеров декоративно-прикладного искусства. А если добавить, что в этот день рядом с галереей под навесами демонстрировались изделия самодеятельных мастеров из всех районов Тамбовщины, не вошедшие в основную экспозицию, то изобилие народных талантов в нашей области вызывает чувство удивления и радости.

Радуют в первую очередь мастера прикладного творчества. Вот, кажется, ну что может быть проще вышивки крестиком? Однако этот вид народного искусства заметно исчезает из повседневности нашего быта, особенно городского. Выставка показывает нам прекрасные образцы вышивок. Обратите внимание, к примеру, на панно Р. Гостроверховой «Розы» или красочные полотна В. Ноготковой «Павлин» и «Конёк-горбунок»… А казалось бы, обыкновенный примитивный «крестик»!

Очень необычны игрушки-сувениры, изготовленные Ю. Домаревым из… яичной скорлупы и бумаги. Есть такая поговорка: «Выеденного яйца не стоит», — Ю. Домарев наглядно доказывает, что и из выеденного яйца можно при желании создать произведение искусства. Немного фантазии, ловкость рук и из скорлупы получается надменный «Джентльмен», спесивый «Царь Додон», персонажи сказки «Маша и медведь».

Совсем в другой манере и с другим материалом талантливо работает В. Батуров. Его произведения по-научному называются — интарсии. Это, попросту говоря, деревянная мозаика типа инкрустации. Бог знает, сколько надо затратить терпения, времени и проявить мастерства, чтобы создать такие чудесные деревянные картинки с видами памятников архитектуры древнего Суздаля.

Вообще разнообразие произведений прикладного искусства таково, что действительно глаза разбегаются. Здесь и ковры, и макраме, и игрушки, и бижутерия, и деревянная резьба, и расписные доски, и плетение, и… Да, впрочем, что это я? Разве возможно всё перечислить?

Но прикладникам отдано два зальчика, а живописцам — вся остальная площадь. И вот в этом, на мой взгляд, заключается парадокс экспозиции. Дело в том, что как раз картины на выставке вызывают меньший интерес и именно потому, что их много. А вернее будет сказать, очень много однообразия и похожести в живописных работах большинства самодеятельных художников. Если в прикладных видах творчества, как правило, надо думать только над формой, проявлять талант во внешней отделке произведения, то в живописи едва ли не одинаково важны как форма (ремесло), так и содержание (талант мысли). В меньшей степени это относится к пейзажу и натюрморту. А они-то и составляют львиную долю выставленных картин.

Правда, нельзя не отметить три мастерских пейзажа А. Лунькова — «На зорьке», «Прикосновение весны», «Заход солнца». Манера тамбовского художника, колорит его полотен, по-моему, чем-то напоминают художественный мир известного Константина Васильева. Привлекает внимание посетителей «импрессионистская» картина А. Самошкина «Осень», своеобразные пейзажи В. Юшина… Вот именно своеобразие, профессионализм исполнения, оригинальность полотен этих и некоторых других художников вызывают симпатию, большинство же остальных пейзажей и натюрмортов, увы, оставляют равнодушным, не будят мысли.

Зато на общем фоне выделяются несколько картин, в которых есть то, что в живописи называется жанром, то есть — сюжет, содержание, проблема. И здесь в первую очередь хочется назвать полотно В. Сиротина «Одиночество». Это почти портрет, но с каким богатым содержанием! Старая женщина на кухне чистит картошку для одинокого ужина, задумалась, опустила руки — что ей вспоминается? Почему она одна? Как раньше жила?.. А как точны детали: большие кастрюли, множество тарелок на мойке — все говорит о том, что ещё недавно здесь ужин готовился на семью. Картина В. Сиротина и по форме отделана: гамма красок, светотени, манера рисунка, всё подчинено главной идее полотна, а идея эта — в сострадании к одинокой старости.

Есть попытки проблемности в произведениях Б. Фомина «Неперспективная деревня», Г. Пономарёва «Опять напился». Привлекает творческая смелость В. Аникеева, посвятившего свою живописную композицию теме тысячелетия крещения Руси, и даже явное следование манере Ильи Глазунова вполне в данном случае понятно. Несомненно, выделяется в экспозиции картина А. Сапелкина «Соблазн». Художник-любитель, взявшись за старую как мир тему — грехопадение Адама и Евы — не побоялся изобразить обнажённое женское тело, что для тамбовской живописи (и не только самодеятельной) нечто новое и редко встречающееся.

Вот, собственно, и всё, что обращает на себя внимание из нескольких десятков больших и маленьких картин. И в этом плане хочется провести параллель между двумя близкими сферами творчества — литературой и живописью. Так вот, недавний областной семинар молодых литераторов показал, что большинство из них смело берутся за сложные темы, пытаются исследовать болезни сегодняшней действительности, даже смелей, может быть, чем профессиональные писатели. Этого, увы, не скажешь о большинстве самодеятельных художников, которые, пописывая благостные пейзажи и натюрморты, удовлетворяют, конечно, свои эстетические потребности, но не более того.

Только хочу уточнить, что все мои упрёки относятся, в основном, к молодым, начинающим художникам, у которых вся творческая судьба ещё впереди. Но, к сожалению, «кто есть кто» на выставке не определишь: в областной картинной галерее почему-то не принято давать сведения о художниках — хотя бы их возраст, профессию, место рождения и жительства. Таким образом, посетители не знают о них ничего. Ещё печальнее то, что и сами самодеятельные художники друг друга и друг о друге в большинстве своем не знают. Я разговорился на выставке с одним из них — Ю. Домаревым. Он уже много лет увлекается декоративно-прикладным творчеством. Кроме оригинальных игрушек, о которых я упоминал, на выставке представлены его не менее оригинальная бижутерия, есть и вышивки.

— Самая главная беда, — сказал Юрий Владимирович,— что нам негде собираться, общаться, нет у нас своего клуба художников…

И с этим трудно не согласиться, действительно — беда. Общение здорово могло бы помочь начинающим художникам в росте мастерства, в выработке общей идеи творчества, способствовало бы смелости поиска. Свой клуб им необходим!

Впрочем, о каком помещении для клуба может идти речь, если художники лишились даже помещения салона на Кооперативной?..

На днях ко мне приезжают гости. Сначала свожу их на областную выставку самодеятельных художников (она, кстати говоря, продлится до конца июля), а затем покажу Центральную сберкассу Тамбова — пускай полюбуются. Ведь подобное использование витрин редко можно увидеть.

А потом говорим, что уж очень робко начинают у нас художники!

/1989/
_____________________
«Тамбовская правда», 1989, 21 июля.










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



Рейтинг@Mail.ru