Николай Наседкин


КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

КУЛЬТУРА


Обложка

Талант — говорить правду

Эльдар Рязанов — человек злой. Он сделал очень злую картину — «Забытая мелодия для флейты»…

Я думаю, таково будет мнение определённой части зрителей нового фильма неугомонного и единственного в своём роде Эльдара Рязанова (фильм поставлен по сценарию, который написан совместно с давнишним соавтором режиссёра — Эмилем Брагинским). Разозлятся, во-первых, те мерзкие бюрократы-чиновники, что расплодились в нашем государстве и живут за наш с вами счёт да ещё над нами же и издеваются, мешают нам работать, мешают жить, глушат правду. Вот эти-то типы (в прямом и переносном смысле этого слова) и стали основными персонажами картины «Забытая мелодия для флейты».

Во-вторых, эта лента вполне может взбесить тех, опять же чиновников, и ханжей, которые искренне или по служебному долгу узколобо уверены, что самое тяжкое преступление, какое только ни на есть, — это показать на экране обнажённое женское тело. В ленте Э. Рязанова, кстати, подобного чиновника от культуры, упорно искавшего, чтобы в картинах художников не было «секса», а остальное, дескать, не суть важно, колоритно изобразил ироничный А. Ширвиндт.

Третью группу возмущённых зрителей составят те жены, которые посчитают себя оскорблёнными. Да, будут говорить они, у нас в семьях не всё ладно, мужья начали странно себя вести, любви им захотелось, ласки… Видите ли, сытой, благополучной, комфортной жизни им уже недостаточно, этим мужьям, они забывают о том, сколько жёны для них сделали (и особенно родители жён!), и вот, негодяи, полюбили на стороне!.. Да, такое бывает, скажут жёны, но зачем же это в кино показывать да ещё в таком сочувственном по отношению к мужьям-изменникам и их новым возлюбленным виде… Повторяю, некоторые зрительницы вполне могут обидеться на Э. Рязанова, который раньше по преимуществу устраивал в кино судьбы одиноких людей, а теперь вот стал, можно сказать, разрушителем семейных устоев.

И, наконец, в-четвёртых, заранее хочется предупредить людей, страдающих гипертрофированным местным патриотизмом и амбициозно воспринимающих любые шутки и иронические замечания в адрес родной Тамбовщины. Дело в том, что, если можно так выразиться, сквозным героем двух серий ленты «Забытая мелодия для флейты» является тамбовский хор, над злоключениями которого (хор мотается по необъятным просторам страны и никак не может вернуться в родимый Тамбов) очень, надо сказать, едко потешаются авторы картины…

Впрочем, если говорить серьёзно, то людей, которым новая работа Э. Рязанова доставит радость, взбодрит их мысли и чувства, заставит, как пишут иные рецензенты, задуматься — таких людей будет большинство. Мастерство Э. Рязанова, которому недавно исполнилось 60 лет, отличные актёры, злободневность сатиры, пронизывающей фильм, — всё это не может не привлечь.

А вообще-то эта лента, как и большинство прежних Рязановских вещей — киноновелла о любви. Только в то же время её можно, не ошибясь, назвать сатирической картиной о сегодняшнем дне. Мне кажется, очень точно обозначив тему «Забытой мелодии для флейты», известный кинокритик Т. Хлоплянкина назвала свою рецензию в «Литгазете» — «Служебный роман в период перестройки».

И здесь действительно как бы повторяется сюжетная расстановка «Служебного романа», только зеркально: на этот раз Он — большой начальник, крупный чиновник, а потом и глава солидного учреждения — Главного управления свободного времени; Она — «маленький человек», простая медсестра ведомственной поликлиники этого же управления. Главный герой фильма в блистательном исполнении Леонида Филатова — тот самый чиновник-бюрократ, который, как и многие его сослуживцы, сумел удержаться под порывами свежего ветра перемен, приспособиться, напялить на себя маску человека, якобы уже полностью и основательно перестроившегося. Очень точно показано в картине, как подобные мимикристы превосходно чувствуют себя в наше время, благополучествуют и снисходительно дожидаются, когда эта временная, как они считают, кампания по перестройке закончится.

Да, надо сказать, авторы фильма и исполнители ролей беспощадны в своей сатире. Смотреть на героев В. Гафта, А. Ширвиндта, В. Санаева да и Л. Филатова в какой-то мере даже страшно.

«Мы не сеем, не пашем, не строим.
Мы гордимся общественным строем!..»

С этой песенки-гимна бюрократов и с многозначительных кадров, показывающих, как каждое утро сотни, тысячи сановного вида начальников и начальничков всевозможных калибров подъезжают на персональных чёрных «Волгах» или собственных машинах к парадным подъездам различных главков, управлений, контор, чтобы провести в болтовне и составлении ненужных циркуляров день, начинается фильм. Мелькают в кадре крупным планом шапки сегодняшних газет, где сплошь и рядом мелькает слово «перестройка», а в жизни Филимонова (герой Л. Филатова) практически ничего не изменилось…

Хотя, стоп. Как раз в жизни Филимонова кое-что и изменилось. Об этом и картина. Её главное положительное начало в утверждении простой, но актуальнейшей мысли — перестройка зависит от каждого из нас, каждый прежде всего сам должен перестроиться, а не наблюдать за революцией со стороны и уж тем более не хамелеонничать, не подстраиваться.

Филимонова, если можно так выразиться, переворачивает вспыхнувшая (штамп, но иначе в данном случае не скажешь!) любовь. До этого он вполне был доволен судьбой и самодоволен: жена (Ирина Купченко) — дочь чуть ли не министра, тесть двигает его по службе, так что карьера блистательная, квартира — нам такие только во сне снятся, в холодильнике — лишь натурального птичьего молока не хватает, машина — последней марки… Одним словом, живи и радуйся. Филимонов и радовался. Пока не встретил Лиду (очень интересная работа Татьяны Догилевой), которая своей естественностью, простотой, отсутствием фальши заставила как бы очнуться этого человека, понять, что жизнь у нас всего одна-разъединственная и исчезает она во вчера так стремительно, неотвратимо и беспощадно быстро, что ни единого дня не имеем мы права жить абы как, фальшиво, как говорится, на полусогнутых…

Я не ставил перед собой задачу — подробно разобрать новый фильм Эльдара Рязанова, на него появилось уже немало рецензий в центральной прессе, шёл разговор о ленте и на телевидении. Хотелось лишь высказать несколько мыслей перед широким показом «Забытой мелодии для флейты» в тамбовских кинотеатрах. Добавлю ещё, что есть в картине наряду с сатирическими, смешными и трагические моменты, неожидан и символичен финал, немало в ленте деталей и сцен, исполненных глубокого, острого смысла, который по ходу фильма надо успевать разгадывать и воспринимать…

В итоге можно смело утверждать, что «Забытая мелодия для флейты» —фильм, на котором зрители не соскучатся.

/1987/
_____________________
«Комсомольское знамя», 1987, 13 декабря.










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



Рейтинг@Mail.ru