Николай Наседкин


КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

КУЛЬТУРА


Обложка

Ненаписанная пьеса

Сомнений, о ком из тамбовских артистов написать несколько тёплых слов в подборку праздничных материалов о театре, совершенно не было: конечно — об Андрее Яцевиче. Для нашей молодёжной газеты он интересен особенно тем, что молод, но уже принадлежит к числу ведущих артистов труппы и к тому же является комсомольским вожаком молодых «луначарцев». Плюс к этому, сразу добавлю, А. Яцевич — заместитель секретаря партийной организации театра и входит в состав художественного совета.

Андрей, уже закончив школу, меньше всего думал о стезе артиста. Он давно и твёрдо решил выполнить наказ рано ушедшего из жизни отца и пойти по его стопам — стать офицером. Однако строгую медкомиссию военного училища пройти не удалось. Так, волею случая оказался он на развилке трёх дорог, стал раздумывать, в какой из трёх вузов родного Тамбова поступить.

Выбрал филиал Московского государственного института культуры. Пришёл подавать документы. В приёмной комиссии спрашивают:

— На какой факультет, молодой человек?

— А на какой труднее всего поступить? — в свою очередь поинтересовался Андрей, и, узнав, что сложнее всего попасть на режиссёрско-театральное отделение, стал его абитуриентом.

Спокойная уверенность в своих силах и возможностях — вот что помогло в первую очередь Андрею выдержать все три тура творческого конкурса, сдать вступительные экзамены, успешно учиться, год от года, курс от курса набираясь мастерства, всё более и более вживаясь в нелёгкую профессию. Ведь артист, выйдя на сцену, должен забыть о себе и о своей жизни напрочь, превратиться совершенно в другого человека, погрузиться в чужую судьбу. Зритель должен поверить, что, как говорится, в свете рампы он видит не артиста Андрея Яцевича, а, допустим, молодого энергичного инженера Костина («Проводим эксперимент») или неловкого трогательно чудаковатого солдатика Одуванчика («Рядовые»). Зритель должен видеть героя, а не исполнителя. Впрочем, если представить себе, что какой-нибудь драматург написал бы хорошую пьесу, где главным героем стал бы молодой артист областного театра Андрей Яцевич, разве зрителю неинтересно было бы смотреть постановку по этой пьесе? Он, зритель, познавал бы характер Андрея, его решительность, увлечённость, темперамент, зритель узнавал бы «бытовые» подробности о жизни Андрея: он женат, и жена его, Наташа, также артистка, что у них есть дочка, что получает он, как и многие артисты, сто двадцать рублей в месяц, что день у него перегружен работой, и выходные он зачастую проводит в стенах театра, что особенно тяжело приходится в гастрольных поездках, когда о каком-нибудь режиме дня речи вообще быть не может…

Разве не интересна была бы такая реалистическая пьеса? Да попадись талантливый драматург, он бы смог наглядно показать и творческий процесс, когда с помощью режиссёра и товарищей по сцене артист лепит образ своего героя. Для этого надо прочувствовать роль, понять стержень, на котором она держится. Вот, к примеру, одна из последних работ А. Яцевича — Пожарный в «Саркофаге». Один из самых трагических образов в этом спектакле об атомной смерти.

— Пожарный — самый молодой из всех персонажей пьесы, — объясняет Андрей, — и потому наиболее, так сказать, тонкокож. Его трагедия увеличивается от того, что он, пройдя испытание Афганистаном, в мирной жизни в силу характера не смог остаться бойцом: знал, как надо поступить, но расслабился. И вот он, ещё не успевший полюбить на этом свете, приговорён в результате аварии на атомной станции к смерти. Все его физические и моральные муки надо выразить всего в двух-трёх эпизодах. Очень тяжело дался мне этот образ…

Драматург мог бы рассказать и о том, как сейчас работает Андрей Яцевич над одной из центральных ролей в спектакле по пьесе А. Володина «Две стрелы». Роль Красноречивого интересна и неожиданна для самого актёра. Подобных характеров в сценическом опыте артиста ещё не было.

А вообще, если честно, драматургу пока ещё ненаписанной пьесы пришлось бы сделать акцент на неудовлетворённости молодого артиста Андрея Яцевича реестром своих ролей. Его мечта — играть характеры сильные, цельные, объёмные и страстные. Мечтает он о классике, о талантливых современных пьесах, но пока своей главной и любимой роли он ещё ждёт.

И пытается ускорить встречу с ней. Молодёжь театра мечтает о создании своей студии, чтобы получить возможность для творческого поиска и эксперимента. Вот тогда и сможет юное поколение «луначарцев» во главе со своим лидером А. Яцевичем показать, на что оно способно. Тем более, что у Андрея уже есть опыт создания театра-студии при одном из Домов культуры Кронштадта, где он работал три года после окончания института…

Четвёртый год Андрей играет на тамбовской сцене. Когда пришёл сюда, то был единственным артистом в труппе моложе тридцати лет. Сейчас молодёжи в театре много. И драматург, создавая пьесу об А. Яцевиче, обязательно бы вставил в неё сцену комсомольского собрания, на котором молодёжь театра единодушно назвала его своим лидером. Потому, что быть лидером на сцене и в жизни — это не роль Андрея Яцевича, это его жизненное кредо.

Жаль, конечно, что такая пьеса пока не написана.

/1987/
_____________________
«Комсомольское знамя», 1987, 19 апреля.










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



Рейтинг@Mail.ru