Николай Наседкин


ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

РЕЦЕНЗИИ


Обложка

Культура провинции

Вышел новый сборник в серии «Культура русской провинции», выпущенный кафедрой литературы Тамбовского пединститута. В названии серии важно и глубинно значимо каждое слово: и «культура», и «русской», и «провинции». Тамбовским любителям литературы, думаю, знакомы предыдущие сборники из этого ряда: «Русский фольклор», «Творчество Евгения Замятина», «Творчество Г. Р. Державина», «Проблемы изучения литературного наследия Тамбовского края (Выпуск 1-й)». Новая книга — это как раз второй выпуск межвузовского сборника научных трудов, посвящённых проблемам изучения тамбовской литературы. Осуществлён он под общей редакцией и с предисловием доктора филологических наук, профессора Л. В. Поляковой.

Первая часть сборника посвящена, так сказать, классическому периоду тамбовской литературы. Здесь публикуется очерк Е. В. Авдошенко, и конечно же, о тамбовском периоде в жизни Г. Р. Державина. Автор ещё раз напоминает нам подробности открытия в Тамбове первого народного училища. А вот статья В. И. Попкова «Козловский публицист Григорий Коробьин — оппонент Екатерины II» открывает для широкого читателя в какой-то мере новое имя. В очерке воссоздана история создания в России Комиссии о сочинении проекта нового Уложения, рассказывается о том, как депутат от Козлова дворянин Коробьин свершил в Комиссии большое потрясение своими выступлениями против крепостного права. Автор явно пристрастен к своему герою, ярко рисует его талант оратора, полемиста, но, увы, при всём при том, публицистом Коробьина назвать трудно. Всё же публицистика — это вид литературы. Коробьин же, судя по очерку В. И. Попкова, был одним из первых ораторов-революционеров: это именно он разбудил своими пламенными речами Новикова (так утверждает автор, ссылаясь на мнение. Г. П. Макогоненко), Новиков, в свою очередь, разбудил Радищева, Радищев — декабристов и т. д. и т. д.

Несколько работ в сборнике связано с именем Е. А. Боратынского (именно так, через «о», единодушно пишут фамилию поэта авторы), и уже по названиям можно представить, о чём идёт речь в статьях: Е. Л. Пилипюк «Духовный мир лирического героя Е. А. Боратынского», А. А. Земляковская «И. С. Тургенев и Е. А. Боратынский», С. С. Кудрявкин «Христианство и эпикурейство в мировоззрении Боратынского»; Е. В. Алтабаева «Образные средства поэзии Е. А. Боратынского».

Очерк же А. И. Иванова «Гейне из Тамбова» рассказывает о жизни и судьбе полузабытого ныне, к сожалению, Петра Исаевича Вейнберга — поэта, переводчика, журналиста, педагога.

Что касается второй части сборника «Культура русской провинции», где собраны материалы и исследования о тамбовской литературе XX века, то здесь читатель найдёт имена, которые лишь недавно возвращены из темноты замалчивания и запрета — Евгения Замятина и Андрея Платонова; имена, канувшие было в Лету, — Тихона Чурилина и Георгия Якубовского; имя классика советской литературы С. Н. Сергеева-Ценского и имя ушедшего не так давно из жизни поэта Семёна Милосердова…

В общем же и в целом совокупная картина тамбовской литературы последних десятилетий, нарисованная авторами второй части сборника, обширна, многозначна, многопроблемна, и особенно хочется выделить работу Н. Л. Потаниной «Ещё раз о “Литературной провинции”». Не часто в подобных, так сказать, академических изданиях встретишь статью о сегодняшней, самой новейшей литературе. Работа Н. Л. Потаниной посвящена «Литературному Тамбову» — вероятно, многим читателям известно это ежеквартальное издание, которое широко публиковало местных поэтов, прозаиков, публицистов, краеведов.

И в конце — несколько слов о поразительных письмах Сергеева-Ценского к Горькому 1930-х годов, опубликованных в качестве приложения к сборнику и как бы дополняющих материал Л. Е. Хворовой «Неизвестные страницы жизни и творчества С. Н. Сергеева-Ценского (на материале переписки Ценского и Горького 20-х годов)». Эти письма, как и любой документ, очень выпукло, впечатляюще, достоверно рисуют эпоху, литературную действительность 1920-30-х годов. Страшное же было времечко!

Вот, например, штришок: Сергеев-Ценский жалуется Горькому, что явилась у него возможность опубликовать два рассказа, но с большими купюрами, есть купюры даже в… 8 (восемь) страниц! Для писателя, как известно, даже одно слово, сокращённое чужой рукой, — трагедия, а тут уничтожено несколько страниц. Письма Ценского переполнены жалобами — его травят, его не печатают. И тут же: «Я послал Вам из Алушты шесть своих книг, изданных в последнее время…» (1938 г.). В том же письме Ценский пишет, что напечатал при Советской власти «около 200 печ. листов беллетристики», а это примерно 15-20 книг. В другом письме Сергеев-Ценский, опять жалуясь на травлю, упоминает, что должен писать по договору «и для журнала “Знамя” (продолжение романа “Зауряд-полк”), и для журнала “Октябрь” (продолжение производственного романа “Загадка кокса”), но не могу заняться ни тем, ни другим…»

Ничего себе травля! Интересно, кто-нибудь помнит сейчас «Загадку кокса»?..

Вообще, повторюсь, письма очень красноречиво характеризуют самого Сергеева-Ценского и ту эпоху, в которой известный и плодовитый писатель был вынужден идти и идти на компромиссы, обращаться в партком писательской организации и к самому Горькому (как председателю ССП) с жалобами на своих критиков-гонителей. Впрочем, и в наши времена нравы в литературе не лучше. Подчеркну ещё, речь идёт не о биографии Сергеева-Ценского, я говорю о впечатлении от писем, опубликованных в сборнике «Культура русской провинции. Проблемы изучения литературного наследия Тамбовского края. Выпуск II».

Как видим, небольшая эта книга — содержательна, разнообразна, даёт читателю поводы поразмышлять и даже поспорить.

/1994/
_____________________
«Тамбовская жизнь», 1994, 13 января.










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru