Николай Наседкин


ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

РЕЦЕНЗИИ


Обложка

Обложка

Записки анархиста

Разве мог предположить Пётр Алексеевич Кропоткин, почти сто лет назад заканчивая свою книгу, что смелое и дерзкое по тем временам название — «Записки революционера» — потускнеет в годы слишком развитого социализма? Эх, если б назвать ему свое повествование — «Записки анархиста»: было бы и точнее и привлекательнее для потомков. Биография Кропоткина могла дать ему материала на собрание сочинений томов эдак в пятнадцать. Крупнейший революционер-анархист, всемирно известный учёный, участник и свидетель грандиозных событий в России и Европе плюс ко всему талантливый литератор…

Он родился в 1842 году, умер в 1921-м, прах его покоится на Новодевичьем кладбище в Москве. Кропоткин один из немногих, а может быть, и единственный у нас из «инакомыслящих» революционеров, кто официально сохранил после смерти и по сию пору славу, почёт и уважение. Его имя носят в Москве улица, переулок, площадь, станция метро, в Сибири — горный хребет и рабочий посёлок; на Кубани — город. Правда, его «Записки революционера» (первое русское издание вышло в Лондоне в 1902 году) и в царской России, и при Советской власти печатались традиционно с купюрами, и лишь вот это последнее по счёту издание (М.: Московский рабочий, 1988) даёт наиболее полное представление о жизни и деятельности Кропоткина, общественном движении второй половины XIX века.

Начальные страницы этой книги, описание дворянского мирка на Старой Конюшенной (район Арбата) — право, могли стать экспозицией классического русского романа в традициях Л. Толстого или И. Гончарова. И здесь нам особенно интересны главы, рассказывающие о проявлении литературных наклонностей, первых литературных опытов Кропоткина. Он пробует писать повесть «История гривенника», на двенадцатом году начинает издавать домашнюю газету «Дневные ведомости», а потом и ежемесячный журнал «Временник». Кто знает, не пойди Кропоткин по трудному пути учёного-исследователя (экспедиции по Амуру, Маньчжурии, Саянам), а затем и по тернистому пути профессионального революционера, может быть, он стал бы одним из самых значительных русских писателей.

Литературе вообще немало страниц отведено в «Записках революционера». Кропоткин дружил со Степняком-Кравчинским, лично знал Тургенева, постоянно в его книге встречаются имена Герцена, Огарёва, Достоевского, Островского, Некрасова…

Особое место в художественной автобиографии великого анархиста занимают страницы, повествующие об ужасах тюремного заключения. Хотя, надо признаться, слово «ужасы» так и хочется заключить в кавычки. Параллельное чтение Кропоткина и эпопеи «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына потрясает. К примеру, мы узнаём из «Записок», что петербургское общество не хотело верить невероятнейшим слухам: дескать, Каракозова, покушавшегося в 1866 году на жизнь царя, «зверски» пытали… не давали ему несколько ночей спать. От Солженицына мы знаем, что такой метод пытки был самым «гуманным» на Лубянке и применялся к совсем невинным людям тотально и безжалостно. А чего стоит рассказ Кропоткина о том, как политзаключённый (правда, во французской тюрьме) заявил протест, когда ему вместо любимого вина принесли на обед другой сорт…

По-новому мы сейчас оцениваем деятельность революционеров, предопределившую нынешнее состояние России. Но как бы там ни было —историю лучше изучать по первоисточникам. Таким, как «Записки революционера» П. А. Кропоткина — учёного, вождя-анархиста, литератора.

/1990/
_____________________
  Журнал «Литературная учёба», 1990, №4.










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



<Рейтинг@Mail.ru