Николай Наседкин


ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

РЕЦЕНЗИИ


Обложка

Тамбовские сюжеты

Каждый начинающий писатель мечтает, наверное, опубликоваться в «Библиотеке “Молодой гвардии”». Эти книжечки карманного формата выпускаются как приложение к журналу ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», имеют они фантастический дли дебютантов тираж — 75 тысяч экземпляров и через густую сеть киосков «Союзпечати» широко разносят имя нового автора по городам и весям страны. Единственный, может быть, недостаток издания тот, что шрифт в этих книжечках больно уж мелковат, но если читатель увлечётся с первых строк повествованием — какое ему дело до шрифта? Прочитает залпом.

И вот в одном из последних выпусков «Библиотеки “МГ”» произошла встреча любителей современной прозы с творчеством Татьяны Жариковой. Книжка названа «Провинциалка». На внутренней стороне обложки помещена фотография — молодое пригожее лицо, большие глаза с грустинкой, словно девушка вот сейчас, сию минуту вспомнила о своей родине, милой сердцу и памяти «провинции» — от того и взгрустнулось… О каких же таких местах вспоминает Татьяна Жарикова в Москве? Из короткой биографической справки под фотографией узнаём, что она родилась в Тамбовской области. Окончила радиотехническое училище. Работала на заводе «Электроприбор» в Тамбове. Потом уехала в столицу, где также оказалась на заводе. Там же начала пробовать сочинять рассказы. В настоящее время учится в Литературном институте имени А. М. Горького.

«Провинциалка» — первая книга Татьяны Жариковой, нашей землячки. Что ж, приятно, что полку писателей, имеющих тамбовские корни, прибыло. Тем более, что дебют у Т. Жариковой, по-моему, очень даже удался. Известный писатель В. Мирнев справедливо написал в предисловии к «Провинциалке», что «изобразительная палитра Татьяны Жариковой скупа, но выразительна и даёт читателям точное ощущение пространства изображаемого. Её герои — немногословны, в них нет ложной усложнённости, но ощущается благородство души, преданность своей земле, любовь к природе и стремление к миру, как главному залогу счастья их малой родины. Это подкупает и предполагает за автором новые художественные открытия».

Чтобы дать хотя бы общее представление о прозе Т. Жариковой тем, кто ещё не прочитал ни строки из её рассказов, скажу, что, на мой взгляд, по тональности, художественным принципам, тематике она близка прозе Валерия Кудрина, тамбовского писателя, творчество которого хорошо должно быть известно читателям газеты. Духовное родство между В. Кудриным и Т. Жариковой особенно ярко проявляется в умении за обыденностью, повседневностью, обыкновенными поступками простых людей увидеть и показать подлинную глубину чувств, трагедий, счастья и, повествуя об этом, вызвать слёзы на глазах читателя. Редкое, пожалуй, качество у современных прозаиков.

Чтобы согласиться с моим суждением, достаточно прочитать хотя бы рассказ Т. Жариковой «Письмо» и вспомнить сразу же рассказ В. Кудрина «Дорогому сыночку» из сборника «Перед свиданием». Фабула и там и там — простейшая. У Т. Жариковой героиня, старуха деревенская, получает через сорок лет после войны от незнакомых людей из Курской области известие о том, что найдены в лесу останки её пропавшего в 1943 году без вести мужа. У В. Кудрина героиня, старушка, приезжает в гости к дочке из другой области и, узнав, что в селе открывают памятник погибшим в войну односельчанам, просит вписать в список погибших и её сына, пропавшего без вести. Когда же ей отказывают («Не положено чужих!»), покупает мать-старушка жестяной венок с надписью «Дорогому сыночку» и во время торжества возлагает его к памятнику…

Повторяю, истории, как принято говорить, незамысловатые, но мне трудно представить человека, который бы читал эти рассказы без волнения. В этом и заключается подлинное мастерство повествователя — расставить всем знакомые слова в таком порядке, чтобы простая история, рассказанная без затей этими словами, заставляла сердце читателя сжиматься, сопереживать. Хотел бы, как принято, привести отрывок из рассказа Т. Жариковой — в доказательство, но трудно это сделать, невозможно. Как начнёшь с первой строки: «Письмо старуха получила в полдень», — так и придётся переписывать до последней. Вся жизнь старухи Лукашёвой предстаёт на нескольких страничках рассказа, и ни один отрывок в отдельности не сможет передать целостное и точное впечатление о «Письме».

Впрочем, как и о других произведениях писательницы. Будь то рассказ «Летний день» о милом деревенском детстве или повесть «Провинциалка», где речь идёт о том, как трудно адаптироваться девчонке из тамбовской глубинной деревни в огромной, равнодушной и сверхделовой Москве… Не может не обращать на себя внимания и смелость молодого автора в выборе тем. Возьмём рассказ «Средь колосьев и трав», открывающий сборник. Что и говорить, архисложную задачу поставила перед собой писательница — показать, как человек преодолевает в себе страх смерти, как философски надо относиться к закату собственной жизни, неизбежности конца.

«Иван Сергеевич Поздняков узнал, что неизлечимо болен на другой день после посещения районной больницы. Медсестрой там работала односельчанка. Иван Сергеевич был ошеломлён, тоску почувствовал, отчаяние. Это же всё! Каких-нибудь года два, от силы три — и каюк! А было-то ему не так уж много — пятьдесят восемь лет. “Ничего, пожил, походил по земле, хватит!.. Отец-то умер в сорок пять, а брата двадцатилетнего на войне убило. В сравнении с ними пожил много!” — успокаивал себя Иван Сергеевич…»

Успокаивать себя легко, успокоить — трудно. Полежит Иван Сергеевич в больнице, в палате, где больные раком лежат, посмотрит, как цепляются за жизнь, тоскуют перед смертью другие, собственные думы передумает, жизнь свою осмыслит… Для чего человек живёт? Ответ в рассказе молодого автора есть, и ответ мудрый…

Вообще же дебют Т. Жариковой, тамбовской по рождению, в столичном издательстве удался. Поэтому не будем пока придираться к мелочам, выискивать недостатки в первой книжке — подождём продолжения. Тамбовские корни питают её творчество, и верится, что лучшие вещи Татьяны Жариковой, как и в «Провинциалке», будут связаны с Тамбовщиной.

/1989/
_____________________
«Тамбовская правда», 1989, 28 марта.










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



Рейтинг@Mail.ru