Николай Наседкин


ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

РЕЦЕНЗИИ


Обложка

Печать искренности

Повесть Светозара Барченко «По ту сторону солнца» из сборника «Семь недель до рассвета» (М.: Советский писатель, 1983) — о детях. О детях, оставшихся без родителей, о детдомовцах.

Дети в войну взрослели быстро. Эту истину, уже ставшую аксиомой, С. Барченко ещё раз подтверждает, показывая жизнь и характеры мальчишек военной поры. Особенно наглядно проявляется это в образе Славки Комова — Комочка, как кличут его приятели-«уркаганы». Выписан он наиболее выпукло, живо и психологически полно.

Впрочем, не менее живым и реальным предстаёт в произведении ещё один обитатель детского дома — Валька Шур. Экстремальная ситуация, созданная войной, заставила героев повести — и юных, и взрослых — показать истинное своё лицо, проявить свой подлинный характер. Шурёнок — это то, что называем мы отрицательным персонажем. Если до войны, в мирное время, он как-то маскировался и даже числился «хорошим мальчиком», то в дни опасности он сбросил личину и показал истинную свою сущность — сущность волчонка. Лишь бы выжил я — таков закон Вальки Шура. И он выжил. Как и Славка Комочек.

И здесь хочется поспорить с автором. В начале повести мы знакомимся уже со взрослым Комовым, а в финале — с сегодняшним Шуром. Оба они стали журналистами: первый — корреспондентом центральной газеты, второй — редактором областной. Оба, как говорится, уважаемые люди, идеологические работники, формируют души других. Так вот, нелепой гибелью Комова в авиакатастрофе автор, как мне кажется, сместил акценты. Что же получается: шуры не только выживают, делают карьеру, но и остаются жить чуть ли не вечно?..

Кроме повести, в сборник вошло пять рассказов. Главную проблему, которую исследует в них С. Барченко, можно обозначить, перефразировав название первого рассказа так: «Дела семейные». Совершенно чуждыми, непонятными и даже презираемыми, стали заботы и жизнь деревенских родителей для студентки Наташи («Дела домашние»). Мучается герой рассказа «Дождь» Тихон Ильич, пытаясь разобраться в своих отношениях с женой. Словно лучик света в дождливый день проглянет на мгновение прежнее чувство к ней, но — надолго ли? Несчастливы супруги Самошниковы («И был вечер, и было утро»), оставшиеся близкими людьми лишь формально. Самошников давно бы уже ушёл от жены, но от решительного шага его удерживает дочурка и «не любовь, конечно, нет, — какая уж там любовь! — а нечто похожее на дальние отзвуки той восторженной юношеской влюблённости, которая владела им в первые месяцы после женитьбы».

Многим из нас, читателей, воссозданные писателем жизненные коллизии покажутся знакомыми, во многих героях его рассказов мы легко узнаем себя, своих знакомых. В этом и ценность книги С. Барченко, что она заставит не одного человека задуматься над тем, правильно ли он живёт, нельзя ли что-нибудь поправить в ненормальных взаимоотношениях с родными и близкими, не от него ли это зависит?..

…В аннотации к новому сборнику Светозара Барченко «Семь недель до рассвета» сказано, что его проза, «отмеченная печатью искренности и высокого морального счёта к человеческим делам и помыслам, приобрела уже своих ценителей». Немного выспренно, но, по-моему, точно.

/1983/
_____________________
«Литературная Россия», 1983, 26 августа.










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



<Рейтинг@Mail.ru