Николай Наседкин


ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

РЕЦЕНЗИИ


Обложка

Нелетающие дирижабли

Повесть Карена Шахназарова «Молодые дирижабли», опубликованная в 8-м номере «Октября» за этот год, — о молодёжи и рассчитана на молодого читателя. Это очередная попытка современной литературы подступиться к «мальчику в джинсах» (определение, понятно, весьма условное), чтобы попытаться понять его суть.

Главные герои произведения или, как их оригинально и не совсем понятно именует сам автор, — «молодые дирижабли» Юра Стукалов, Витя Фарсадов и Стас Костенко — типичнейшие представители современной городской молодёжи. Учатся они в престижном театральном вузе, разбираются в западной музыке, переполнены скепсисом и юморком, заджинсованы по моде (правда, у Юры с Витей джинсы одни на двоих) и балдеют постоянно в фирменном пивбаре «Жигули», подрабатывая на это якобы разгрузкой вагонов…

Среди этой компании, как Илья Муромец среди богатырей, заметно выделяется Юра, но не грубой физической силой, нет (хотя при случае и побивахом одного из приятелей), а — душевной мощью. Автор откровенно симпатизирует созданному им герою (так и хочется написать — нашего времени). Юра играючи поступает в институт, играючи — в прямом и переносном смыслах — учится, да так успешно, что его приглашают на работу в Центральный театр. Одним словом — талант!

Но и это ещё не всё. Юра подавляет всех своим благородством и чистотой души. У него есть знакомая Наташа, которая его кормит, поит и спать укладывает, и у которой он ест, пьёт и с которой спать укладывается, но (такой уж он честный и невинный!) — тошнит его от этого. Вот уже три (!) года тошнит. Особенно в последнее время, потому что «за три года она располнела и подурнела». Наш бедный «Юра всё чаще ловил себя на мысли, что по утрам ему не хочется смотреть на неё»…

Самая интригующая линия повести — поиски фиктивной супруги для Юрика. Чтобы прописаться в Москве. Сам герой вроде бы и не одобряет сей план своих дружков, но и не отказывается от него, покорно и даже как-то обречённо поезживая на смотрины «невест». Казалось, уже ничто не спасёт героя, суждено ему таки плюхнуться в болото обмана, низости и подлости. Но — авторский «оригинальный» ход, и он встречает (в общественном транспорте!) ЕЁ, «прелестную фею с васильковыми глазами и вздёрнутым носиком». Естественно, влюбился. Света (так «фею» зовут), разумеется, тоже. Притом, у неё есть жилплощадь на Юго-Западе, красота, как видим, сказочная и почти законченное высшее образование. Не надо и подличать: женись на этом совершенстве нефиктивно и будь счастлив.

Но под джинсовой курткой нашего Юры бьётся такое благородное сердце, что после тяжёлой душевной борьбы (о которой автор не упоминает, но которую вдумчивый читатель может предположить-домыслить) приходит к Свете в институт, и происходит примерно такая патетическая сцена:

— За право быть честным надо платить самой звонкой монетой! — изрекает он, дабы она не подумала, что он из-за жилплощади и прописки в неё влюбился.

— Ах, не уходи! Я тебя больше жизни люблю! — рыдает она.

— Нет, честность и благородство превыше всего!! — ответствует он и со слезой во взоре идёт прочь…

Умились, читатель!

Впрочем, я увлёкся. Как увлёкся К. Шахназаров, повествуя о похождениях своих героев. Любя их, писатель, видимо, не заметил, что в повести действуют зыбкие тени, выдуманные и неживые (особенно — Света), и К. Шахназаров не заметил, что пытается выдать за героя инфантильного юнца, главным достоинством которого является то, что он не до конца подл…

Может быть, ирония, которая проскальзывает в повествовании, достаточно усиленная помогла бы писателю чётко определить авторское отношение к персонажам, сделать их полнокровнее и жизненнее. Может быть, как раз ирония и могла стать тем летучим жизненным газом, который наполнил бы оболочки «молодых дирижаблей», позволил бы им подняться в высоту.

Увы, этого не произошло. Дирижабли получились нелетающими.


/1979/
_____________________
  Семинар критики ф-та журналистики МГУ.










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru