Николай Наседкин


ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

РЕЦЕНЗИИ


Обложка

Чувство меры

Писатель Владимир Тендряков часто обращается к проблеме воспитания молодого поколения. Вот и новая повесть «Расплата» об этом. Главную мысль произведения, мне кажется, можно сформулировать так: все взрослые вместе и каждый взрослый в отдельности ответственны за воспитание подрастающего поколения. Что и говорить, тема и мысль, часто разрабатываемые в литературе.

И всё же повесть В. Тендрякова интересна тем, что написана она по-тендряковски. В основу взята предельно драматическая ситуация (мальчик, девятиклассник, убивает своего родного отца!), в каждом почти эпизоде, диалоге чувствуется неравнодушие автора, его боль, все герои чрезвычайно страстно отстаивают свои жизненные взгляды, чрезмерно горячо защищают свои убеждения и так же горячо и шумно с ними расстаются.

Вот эти «чрезвычайно», «горячо», «чрезмерно», «предельно» и т. д. и дают право утверждать, что, к сожалению, повесть эта — творческая неудача автора. Именно чувство меры, пресловутое чуть-чуть изменило В. Тендрякову, когда он создавал «Расплату».

Писатель, всеми средствами пытаясь доказать свой тезис об ответственности взрослых за воспитание детей, часто идёт на сознательное (а может, бессознательное?) нарушение жизненной правды. Положив в основу повести истину, прозаик пытается доказать-подтвердить её фальшивыми, надуманными аргументами.

Вот, например, есть такое редкое, но почти всегда благородное занятие, как — самобичевание, самообличение, самовыворачивание себя. В повести В. Тендрякова этим занимаются за редким исключением все герои, вплоть до их общего исповедника — следователя Сулимова. Все они в одних и тех же выражениях пытаются убедить и себя, и следователя, и нас, читателей, что в преступлении мальчика Коли виноваты они и только одни они. Даже Соломон и Данила — два ханурика, давно пропившие совесть, честь и способность к искренности, вдруг по воле автора начинают, правда, не без юродства, кидаться в бой за справедливость. Как хотите, но в это трудно, чрезвычайно трудно поверить.

Чрезмерно упрощена в повести и ситуация: из тридцати одноклассников Коли Корякина только у него отец пьяница, только у одного его неблагополучная, скандальная семья… Как говаривал ещё Станиславский: не верю!

Зато уж дети в «Расплате» сложны до предела. Особенно впечатляют Соня Потехина и сам Коля Корякин. От Сони, настойчивыми подсказками автора, ниточка тянется к образу Сони Мармеладовой — именем, деталями, ситуацией, частыми и настойчивыми упоминаниями Достоевского. Трудно пересказать мысли Сони, Коли, их товарищей по учёбе и вообще понять метод их мышления, но чувство недоумения остаётся чёткое: конечно, дети, особенно современные, весьма сложный народ, но ведь предел-то тоже должен быть…

Наиболее доказательной является в «Расплате» мысль, что современные люди, особенно в городе, разобщены. Разобщённость, равнодушие могут привести и приводят к таким катастрофам, какая случилась у Корякиных. Этой мысли автора веришь, может, потому, что подана она не навязчиво, без авторских натяжек в художественных средствах.

Очень жаль, что в главной линии повести В. Тендряков этого не добился.


/1979/
_____________________
  Семинар критики ф-та журналистики МГУ.










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru