Николай Наседкин


ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

КНИГИ
ПОРТРЕТЫ
ИНТЕРВЬЮ
ЭССЕ


НАЧАЛО


Обложка

Талант молодости

Не так давно областную писательскую организацию возглавил прозаик В. Герасин.

— Виктор Иванович, с большой ли охотой сели Вы в кресло секретаря областной писательской организации, не боитесь ли, что эта в общем-то административная должность помешает Вашему творчеству?

— Да, пока новые обязанности отнимают много времени, но, надеюсь, через четыре-пять месяцев я адаптируюсь и начну опять работать за письменным столом так же, как работал прежде. Впрочем, даже если секретарство будет и потом отнимать время у творчества — что ж, ради дела придётся этим жертвовать.

— А в чём заключается главное дело ответственного секретаря писательской организации?

— Организовывать творческий процесс в области, стараться объединить литераторов — и профессиональных, и любителей — в настоящий коллектив, активизировать литературную жизнь на Тамбовщине.

— И у Вас есть конкретная программа для осуществления этой задачи?

— Беда наша, я считаю, в том, что мало мы издаёмся, да и уровень многих наших книг, прямо скажем, не очень высок, если сравнивать с достижениями всей российской литературы. Вот и надо приложить силы, чтобы помогать прохождению рукописей в издательствах и журналах, повысить их качество. Мешает этому наша, провинциальных писателей, разобщённость, замкнутость — каждого на себя. Почему, к примеру, не обсуждаем мы рукописи друг друга, уже готовые книги и публикации? Хочу предложить своим товарищам по писательской организации сделать подобные обсуждения постоянными, думаю, это здорово поможет каждому автору в его дальнейшем росте. А для начала попрошу обсудить последний мой сборник «Алёна Большая», надеюсь, что если такой разговор о плюсах и минусах книги состоится, он пойдёт мне на пользу. Это одно направление — повышение уровня наших произведений.

Второе, назовём так, — социальная защищённость писателя. Скажем, бытовая сторона, обеспеченность жильём у тамбовских литераторов хорошая, но по мере роста организации проблемы будут возникать.

И третье, что меня волнует, — у нас практически нет возможности собираться всем вместе, общаться. Дело в том, что две комнатки, которые есть у писательской организации в Доме печати, очень малы и неуютны. Нужно обязательно в Тамбове создать нечто вроде литературного клуба или дома литераторов в центре города и в приспособленном помещении. Будем этого добиваться.

Ещё одно — необходимо в нашем городе создать отдельный литературный музей, а не общий музей искусств, как предполагается сейчас… Вот такие задачи, если можно назвать это программой.

— Теперь, наверное, Виктор Иванович, надо чуть подробнее поговорить о том, какое место в Вашей программе занимает забота о литературной смене. Недавно мне довелось побывать на Всероссийском семинаре молодых критиков и там меня попросили назвать имена талантливых тамбовских молодых до 30 лет — прозаиков, поэтов, критиков. Увы, ни единого имени в памяти не всплыло.

— Действительно, работа с творческой молодёжью у нас на очень низком уровне. Мы, например, до сих пор из знаем, где и кто в районах успешно пробует свои силы в литературе. Да даже здесь, в областном центре, мало кого из молодых знаем. Эта мысль прозвучала и на нашем отчётно-выборном собрании: писательская организация отгородилась глухой стеной от молодёжи. А недавно мы выступали перед студентами и преподавателями Тамбовского пединститута и высказали им вот такой упрёк: когда-то ТГПИ был кузницей литературных кадров. Из его стен вышли такие писатели, как Иван Кучин, Евгений Харланов, Марина Кудимова, Сергей Бирюков, Евстахий Начас, Валентина Дорожкина, живущие в Москве Лилия Беляева, Пётр Алёшкин… Я еще не все имена назвал. И вот уже более десяти лет новых литераторов с дипломом пединститута не появляется. В чём же дело? Вероятно, филологический факультет стал не того уровня? Есть, думаю, повод задуматься.

— Однако, Виктор Иванович, не все из начинающих литераторов учатся в ТГПИ, для многих, так сказать, местом учебы, «университетом» должен стать сектор по работе с молодыми авторами при писательской организации. Разве не так?

— Пока хвалиться нечем: этот сектор центром учёбы, центром помощи юным талантам не стал. Работа предстоит длительная, кропотливая — мало найти, выявить подающих надежды поэтов и прозаиков, мало объединить их в студии и школы, надо с каждым заниматься индивидуально, помогать в творчестве конкретно. А вообще, надо сказать, проблема молодых — проблема всей страны. Писательский состав стареет, средний возраст членов Союза писателей СССР — под 60 лет. Слишком уж много препон на пути людей, стремящихся вступить в эту творческую организацию, а это вредно сказывается на них — многие перегорают. Я считаю, что пишущего, если он талантлив и предан литературе, надо принимать в Союз писателей и по одной книге, а может быть, даже и только по публикациям в журналах и коллективных сборниках.

— Надо ли понимать так, что «политика» в этом вопросе в областной писательской организации изменится?

— Очень бы хотелось, и я, как секретарь, постараюсь сделать для этого всё. У нас есть такие авторы, которые имеют уже по 2-3 книги. Нам же всем ясно, что это люди, преданные литературе, явно работающие профессионально, зачем же манежить их до пятидесяти, шестидесяти лет? Я недавно был в Белоруссии, там практика такая: есть у человека одна книжка и публикации — принимают в Союз. Поэтому у них на десять миллионов населения (а это столько же примерно, сколько и в Центрально-Чернозёмном регионе) — 360 профессиональнь писателей, а у нас на десять миллионов около 100 всего. Дело, конечно, не в цифрах: лучше один писатель, Лев Толстой, чем сто «обыкновенных», но эти сто писателей — культурная прослойка в обществе, значение которой трудно переоценить. А какая же это прослойка, когда у нас в области один писатель приходится на… сто тысяч населения. Нас ведь всего четырнадцать. Нужен рост.

— Значит, Виктор Иванович, можно смело через газету обращаться к молодым талантам: приходите в писательскую организацию, вас жду — так?

— Да, но именно талантливых мы ждём. Которым можно помочь, которых можно учить. Я намереваюсь установить связь с журналом «Литературная учёба», чтобы с его помощью организовать постоянно действующий литсеминар для молодёжи при нашей Тамбовской писательской организации. Мне уже обещали, что два-три сотрудника журнала вполне смогут выезжать в Тамбов на такой семинар.

— Что касается семинаров, то многие знают и помнят, каким не совсем удачным получился последний областной семинар молодых литераторов. Намереваетесь  ли Вы собирать новые?

— Да, главные недостатки прошедшего семинара молодых — слишком мало времени отвели для его работы и не слишком сильных начинающих нашли на местах. Я сразу выступил против такой организации. Следующий областной семинар будем проводить уже в начале следующего года и постараемся все ошибки предыдущего учесть.

/1988/
_____________________
«Комсомольское знамя», 1988, 23 декабря.










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru