Николай Наседкин


ИНТЕРВЬЮ


ИНТЕРВЬЮ


Обложка

Культурная среда

Это видеоинтервью можно посмотреть в соцсетях:

Смотреть видео в Одноклассниках Смотреть видео в Фейсбуке Смотреть видео ВКонтакте

У нас в гостях председатель Тамбовской писательской организации, секретарь правления Союза писателей России, прозаик, литературовед Николай Николаевич Наседкин.

— Начался новый 2012 год. Многие учреждения культуры начали его по-новому — перешли в автономное плавание. Скажите, Николай Николаевич, как это коснулось писательской организации?

— Ну писательской организации это не так сильно коснулось, потому что мы в свободном плавании уже с начала 1990-х годов, когда развалился Советский Союз и могущественный Союз писателей СССР перестал существовать. С тех пор мы выживаем. И не только мы, и другие творческие организации. Выживаем благодаря доброму отношению чиновников, которые стараются нам помочь всякими способами, не дают нам окончательно и совсем загнуться.

— Да я, само собой, хорошо знаю положение дел в нашем Союзе театральных деятелей, поддержка здесь со стороны областных властей очень существенна, по крайней мере, если сравнивать с соседними областями. Но я знаю, что и писательская организация получает материальную поддержку?

— Да. Главная поддержка в том, что нас допускают к участию в конкурсах на получение или социального заказа области, как это было ранее, или, как с прошлого года началось, — на получение субсидий. Вот в прошлом году мы успешно прошли этот конкурс, выиграли определённую, довольно значительную сумму денег и благодаря этому нам удалось, во-первых, решить какие-то свои, скажем так, бытовые проблемы (оплатить аренду помещения, телефон), и, во-вторых и главных — творческие. Благодаря субсидиям у нас появилась возможность разработать две глобальные программы по двум направлениям. Первая программа — «Издание книг тамбовских авторов для библиотек области». Этой программой, опять же, решаются две большие задачи. Во-первых, тамбовские писатели получают конкретную поддержку, ибо для писателя самое главное — это издать свою книгу. И во-вторых, тамбовские читатели получают возможность знакомиться с новинками местной литературы, творчеством писателей-земляков. Книги, изданные в рамках этой программы, будут доходить до всех сельских библиотек.

И второе наше направление, осуществляемое благодаря субсидиям — это проведение традиционного фестиваля книги и чтения. Мы проводим такие фестивали уже четвёртый год. Вот в прошлом году осенью провели очень успешно, с участием московских и тамбовских писателей.

— Да, знаем, видим — большие писатели приезжают в наш Тамбов!

— Конечно. В прошлом году была, например, Марина Кудимова. Она уроженка Тамбовщины, но не только поэтому откликнулась. Марина, как каждый большой поэт, лишена чванства, считает, что поэт независимо от своей величины и занятости должен обязательно встречаться с читателями в глубинке.

— Николай Николаевич, несколько лет назад я вот в этой самой студии представлял вас как писателя, который единственный в Тамбовской области за свои произведения получал гонорары. Скажите, сейчас положение изменилось, появились ли писатели, которым издательства платят за их творчество?

— К сожалению, практически нет. Продолжает действовать система, по которой писатели как бы вне закона, ибо нет Закона о творческих союзах. Но талантливые люди всё равно пробиваются. Вот у нас есть, например, Михаил Гришин. В своё время он пробовал детективные повести писать, но понял, что там он в ряду других, ничем не выделяется, и он нашёл свою нишу в детской литературе. Начал писать приключенческие с юмором повести для подростков, и у него так успешно дело пошло, что одна за другой вышли две книги в Москве, он получил за них гонорар. Мало того, повести эти собираются экранизировать — дай Бог! Вот это яркий пример, что и в наше время писателю можно пробиться.

— Да, это прекрасно! Ведь ещё недавно именно литература для детей была особенно в загоне, и вот, пожалуйста, возрождается, да ещё и Тамбов к этому причастен… Скажите, Николай Николаевич, а как сейчас обстоят дела с «Тамбовским альманахом»?

— Да, альманах продолжает выходить и представлять читателям тамбовских авторов. Но, к сожалению, в последнее время начали происходить заминки с финансированием. Вот осенью мы выпустили одиннадцатый номер, всего один за прошлый год, хотя на протяжении пяти лет выпускали всегда два номера ежегодно. Один выпуск помогал нам город издать, второй — область. И вот в прошлом году город почему-то отказался от финансирования. А ведь именно с мэрией Тамбова мы это издание начинали. Наш «Тамбовский альманах» и в Интернете пользовался спросом, его читали по всей России.

— Скажите, а как вы вообще относитесь к Интернету? Ведь это по сути литературная свалка, любой и каждый, что-то написав, имеющее к литературе весьма далёкое отношение, выкладывает это в Сеть…

— Дело в том, что со временем всё, как это принято говорить, устаканивается, всё приходит в норму. Опытные пользователи Интернета что попало не смотрят, не читают. Они знают, что хорошую литературу можно найти на солидных сайтах, таких как «Библиотека Мошкова», допустим. На персональных сайтах уже известных писателей. Кстати, и у нашей писательской организации есть свой сайт и, судя по счётчикам, количество посетителей увеличивается. Людям интересно, что за писатели есть в Тамбове, что они пишут? Там же, повторюсь, появляется и каждый новый выпуск «Тамбовского альманаха».

— Николай Николаевич, вы являетесь автором в своё время нашумевшей пьесы «Город Баранов» — она так и не получила сценического воплощения? И вообще, почему-то уже много лет никак не удаётся поставить на сцене Тамбовского театра пьесу тамбовского автора…

— Да, последняя пьеса тамбовского автора ставилась в Тамбове в 1984 году — историческая пьеса Ивана Захаровича Елегечева «Что есть истина», которая Тамбовский драматический театр даже в Москве прославила. С тех пор вот уже почти тридцать лет пьес тамбовских авторов в театре нет. Моя пьеса «Город Баранов» в 2003 году, можно сказать, прогремела на международных фестивалях и конкурсах. Наш театр несколько раз принимался за её постановку, но чехарда с режиссёрами, трудности финансирования каждый раз мешали этому. И вот сейчас, когда в театр пришло новое руководство, я опять предложил свою пьесу. Больше того, я знаю, что не всем и особенно чиновным людям, от которых зависит судьба моей пьесы, нравится её название «Город Баранов». Они считают, что оно звучит оскорбительно для тамбовчан, и я уже устал объяснять, что это не так, что это придумано по аналогии с прежним названием Мичуринска — Козлов и что словосочетание «город Козлов» никого не оскорбляло, ну да ладно. Короче, я даже согласен сменить название пьесы на «Неустроев» — по фамилии главного героя. Будет как «Иванов» у Чехова. Жду опять, что решат новые лидера нашего театра. Ну а пока есть небольшая радость в виде запроса по электронной почте от молодого режиссёра из Екатеринбурга (фамилию боюсь наврать — ещё не запомнил) с просьбой разрешить ему поставить мою пьесу на малой сцене Екатеринбургского театра в качестве своего режиссёрского дебюта.

— А вы, как я знаю, писали не только пьесы для театра, но и о театре? Вас ведь с полным основанием можно назвать и театральным критиком?

— Да во времена оны я был театральным критиком. Больше того, я три раза ездил от Тамбовского отделения Союза театральных деятелей на всероссийские семинары и совещания театральных критиков — в Москву, Псков, ещё куда-то. Мне это дело чрезвычайно нравилось. Но наступило время, когда я и как зритель начал разочаровываться в театре, и, тем более, как критик, а сейчас ещё и как драматург. Мне кажется, современный (не только тамбовский, а вообще российский) театр делает большую ошибку, отвернувшись от современной пьесы, современных авторов, тем более — местных.

— Не могу не согласиться с вами, что отвернулся, но хочу сказать о том, что современные молодые драматурги предлагают пьесы с таким лексиконом, что лучше бы их не было…

— Вы знаете, я повращался в этих фестивалях современной драматургии — «Новая драма», «Любимовка», «Евразия». Там собираются действительно молодые да ранние, любящие эпатаж, авторы, звучит в иных пьесах и ненормативная лексика. Но я так скажу: условно говоря, из ста этих фестивальных пьес можно выбрать десять, которые очень достойны по уровню, написаны нормальным языком без всякой ненормативной лексики и украсят сцену любого театра. И главное, эти пьесы отражают именно сегодняшнюю действительность и будут интересны зрителю.

— Спасибо за беседу, Николай Николаевич! Удачи и лично вам, и всей писательской организации.

Вопросы задавал С. Левандовский.
_____________________________
ТВ «Полис», 2012, 4 апреля.










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



Рейтинг@Mail.ru