Николай Наседкин


В ЗЕРКАЛЕ КРИТИКИ

В ЗЕРКАЛЕ
КРИТИКИ


Обложка

Николаю Наседкину — 50

Первый сборник повестей и рассказов «Осада» Николая Наседкина вы-шел в московском издательстве «Голос» ровно 10 лет назад, в 1993 году. Уже вскоре на 1-м Всероссийском совещании молодых писателей по этой единст-венной книге автора приняли в Союз писателей России (февраль 1994 г.). За минувшие 10 лет Николай Наседкин убедительно подтвердил свой статус про-фессионального писателя. В столичных издательствах вышли сборник повестей «Криминал-шоу» («Голос», 1997), роман «Алкаш» («АСТ», 2000), в нынешнем году роман «Меня любит Джулия Робертс» выпускают одновременно круп-нейшее московское издательство «Эксмо» и польское издательство «Dom na wsi». Кроме этого, Н. Наседкин — автор и нескольких литературоведческих книг, в том числе фундаментального исследования «Самоубийство Достоевско-го» и энциклопедии «Достоевский», изданных в Москве. Произведения тамбов-ского автора публиковались и публикуются в солидных журналах — «Наш со-временник», «Нева», «Подъём» и др.

Николай Наседкин в прозе пишет в основном повести и романы, тем бо-лее интересен и характерен данный сборник его «малой» прозы, вобравший в себя десять лучших его рассказов. Знаменательно, что хронологически распо-ложены они в обратном порядке: открывают книгу рассказы «Перекрёсток» и «Муравьи», созданные только что, в 2003 году, а замыкает сборник рассказ 1978 года «Супервратарь», написанный автором ещё в студенческие годы, с ко-торого он начинает отсчёт своей творческой биографии (всё сочиненное преж-де, по его словам, было учёбой, тренировкой, опытами) и который ранее был опубликован в журнале «Физкультура и спорт» и сборнике «Осада».

Если попытаться определить своеобразие рассказов (и повестей, и рома-нов) Николая Наседкина, то можно сказать, что он пишет в русле «жёсткой прозы» и, зачастую, в «фантастическо-реалистический» жанре. В том же «Су-первратаре», к примеру, сверхъестественные способности главного героя опи-саны так просто и убедительно, что невольно веришь: да, человек может заста-вить свой организм жить в несколько раз быстрее…

Все рассказы сборника, как правило, с криминальным напряжённым сю-жетом, составляют как бы единый цикл, и в них действительно показаны и «прекрасные», и «страшные» стороны нашей сегодняшней жизни. Причём, со-бытия зачастую происходят не где-нибудь в Италии или Америке, — всё это случилось и случается рядом с нами, в чернозёмном городе Баранове, так по-хожем на Тамбов. Все криминальные сюжеты реальны, обыденны — такое мо-жет случиться с каждым из нас…

Эпиграфом к книге можно было бы поставить слова поэта: «Времена не выбирают, в них живут и умирают»… Человеку со слабыми нервами, вероятно, будет тяжело читать эту книгу. Но прочитать её стоит: по сути она –– оптими-стична, посвящена Жизни, а не Смерти и Страху. Истории, рассказанные писа-телем Н. Наседкиным в жанре жёсткой прозы, напоминают читателю простую, но часто забываемую людьми мудрость: только с согласия самого человека можно его запугать, унизить, искалечить, убить. Если человек не трусит, не поддаётся агрессии, злобной силе –– он непобедим. В этом –– оптимизм книги.

Николаю Наседкину исполнилось 50. Это для прозаика, литературоведа — расцвет. Верится, что впереди у тамбовского писателя новые книги, новые публикации.

Дай Бог!

Пётр Алёшкин.
____________________________
Н. Наседкин «Наша прекрасная страшная жизнь» / Предисловие, 2004.










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru