Николай Наседкин


В ЗЕРКАЛЕ КРИТИКИ

В ЗЕРКАЛЕ
КРИТИКИ


Обложка

«Криминал-шоу»

На глянцевой книжной обложке — вооружённый супермен в фокусе милицейской лупы. И название интригующее: «Криминал-шоу». Книга эта — из серии «Чёрная стрела». Сборник, включивший в себя три небольших романа и две повести, вышел в столичном издательстве «Голос» 10-тысячным тиражом. Автор, Николай Наседкин, — наш земляк, живёт в Тамбове «Для всех произведений характерны острота сюжета, захватывающие увлекательные события…», — говорится в аннотации на обложке. Это уже не первая книга Н. Наседкина в модном ныне криминальном жанре. В 1993 году, и тоже в Москве, выходил сборник его прозы под названием «Осада».

Кто знает, может быть, новая книга и затерялась бы на многочисленных прилавках и лотках, в море остросюжетной литературы (на неё особенно щедры сегодня издательства), но в произведениях Н. Наседкина есть нечто большее, чем в обычной ширпотребовской «крутой» прозе.

В основу сюжетов тамбовский писатель нередко кладёт реальные события. Например, повесть «Спортлото-91» неизбежно напомнит тамбовскому читателю о страшном происшествии под Мичуринском, потрясшем всю область в конце 1980-х: с целью ограбления были убиты пять человек, везущих деньги для получки в совхоз. Автор «вычисляет» преступника своими, художественными, средствами, не скупясь на домысел и вымысел…

Помнят, наверное, тамбовчане и другую нашумевшую историю, когда лет 10-12 назад в лесу под Котовском были найдены трупы мужчины и женщины, которых убили трое подростков, чтобы покататься на их машине. По-видимому, это событие и легло в основу сюжета романа «Казнить нельзя помиловать». Конечно же, трагический случай служит лишь отправной точкой, а уж дальше автор даёт волю своей фантазии, не забывая, впрочем, наделить героев многими чертами знакомых ему людей (скажем, работников известного в Тамбове учреждения под названием — Дом печати). В повести «Прототипы» появляется даже своеобразный термин — «домпечатовский тип». А читателю «опознать» в художественном произведении своих знакомых всегда интересно. Догадываешься, о ком речь, узнаёшь известных тебе людей по внешности и привычкам, любимым выражениям и жестам — и отдаёшь должное не только литературному мастерству, но и наблюдательности автора. Николай Наседкин в прошлом был журналистом, газетная среда ему хорошо знакома. А поскольку работники пера в сознании многих ассоциируются с кем-то вроде небожителей, узнать об их жизни и нравах поподробнее интересно, наверное, каждому.

Впрочем, писатель, изображающий в своих произведениях знакомых, рискует нажить себе множество врагов. И Н. Наседкина не минула чаша сия. В повести «Прототипы» он почти дословно приводит «комплименты», которые приходилось ему выслушивать по случаю выхода его первой книги: «— Шелкопёр! Бумагомарака тоже мне выискался! Осмеял на весь свет — как мне людям теперь в глаза-то глядеть?!»

Но со временем автор приходит к выводу: точным копированием жизни творческого результата вряд ли достигнешь. «Нет, долой приёмы очеркистов и фельетонистов! Да здравствует божественное воображение, да здравствует домысел и вымысел!..» Такой вывод делается вовсе не потому, что писатель очень-то испугался, мол, его постигнет судьба автора «Сатанинских стихов» Салмана Рушди. Н. Наседкин — не из пугливых. Этим он напоминает героя своего романа «Криминал-шоу». Тот, во многом из-за безрассудной смелости и журналистской настырности, оказывается в плену у мафиозной банды. Хорошо ещё, что две любимые женщины, забыв взаимную вражду, общими усилиями его выкупили. И хоть самому автору, к счастью, не доводилось оказаться в незавидной роли похищенного, мысли и чувства главного героя он описывает очень убедительно — читатель словно наяву переживает все перипетии его мрачного приключения.

Работу над романом «Казарма» Н. Наседкин начал еще в далёкие застойные времена, в 1983-м году. В основе лежат реальные события армейской службы, о которых тогда писать было не только не принято, но и запрещено. Своей жизненностью, жестким реализмом роман об армии в первую очередь и интересен. В начале работы над ним автор даже не надеялся, что такое произведение может быть напечатано в нашей стране. И вот это время пришло…

Да и так ли уж важно для нас, читателей, следует ли писатель жизненным реалиям или вовсю фантазирует? В том же романе «Казарма» Н. Наседкин приходит к умозаключению: «Ведь самый главный критерий в (литературе, по-моему, чтобы было интересно читать». Думаю, ему самому удалось сделать новую книгу интересной и для любителей остросюжетной прозы, и для тех, кто ищет в литературе психологические нюансы, разнообразные и достоверные коллизии нашей современной жизни. И это — главное слагаемое успеха книги Николая Наседкина.

Стоит добавить, что одновременно с «Криминал-шоу» в том же московском издательстве «Голос» вышло и 2-е издание первого сборника прозы тамбовского писателя «Осада» и тоже 10-тысячным тиражом.

Можно только поздравить Н. Наседкина с таким творческим успехом.

В. Кодак.
____________________________
«Тамбовский курьер», 1998, №20.










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru